В Челябинск приехал заслуженный учитель России, академик Международной академии наук педагогического образования Петр Третьяков. На протяжении нескольких дней он будет делиться своим опытом с южноуральскими коллегами в рамках научно-методического семинара «Ресурсы развития образовательной среды урока».
Семинар проходит с четвертого по седьмое ноября в лицее №77. Корреспондент Сheldiplom.ru тоже побывал на этом уроке для педагогов.
5 ноября 2013 года. Одиннадцатый час утра. Актовый зал лицея №77 больше походит на обычную классную аудиторию. Вместо зрительских кресел – парты. Множество людей что-то пишут в тетрадках. Кто-то строчит усиленно и непрерывно, кто-то вносит записи избирательно. Словом, как на любом школьном уроке. Только за школьными партами – учителя.
Третьяков Петр Иванович. Доктор педагогических наук, профессор, ведущий научный сотрудник кафедры управления развитием образовательных систем Московского института открытого образования, академик МАНПО, Заслуженный учитель школы РФ (Москва).
Заметно, что многие из присутствующих чувствуют себя в ученической роли не совсем комфортно: им явно привычнее противоположное амплуа. Тем более их сегодняшний наставник довольно строг. И его слова – пусть они и говорятся мягким, ровным тоном – иногда звучат как приговор: «низкая самооценка», «ощущение себя жертвой», «низкий профессиональный рост», «нежелание повышать квалификацию»…
Речь идет о проблемах психологического плана, актуальных для учительской профессии в принципе и, как уверяет со сцены лектор, для современных российских учителей в особенности. «На самом деле, в работе учителя с детьми огромную роль играют такие факторы, как язык жестов и мимика. Учитель своим внешним видом и поведением должен формировать в глазах учеников образ энергичного, жизнерадостного, целеустремленного человека», – выдвигает опорный тезис Петр Третьяков.
И, заранее извинившись перед собравшимися, переходит «в наступление»: «Но что мы видим у некоторых наших учителей? Тусклые глаза, закрытость и зажатость позы, потребность опираться локтями о стол… Верные признаки накопившейся усталости и тревожности в организме. Тогда как поза всегда должна быть открытой. Только находясь в открытой позе, мы способны накапливать положительную энергию, необходимую для дальнейшей продуктивной работы».
Говоря о способах борьбы с учительским «синдромом сгорания», лектор указывает на необходимость отказаться от «позиции пьедестала»: «Отношения между учителем и учеником должны выстраиваться не по сухой схеме «объект-субъект», а, прежде всего, как между человеком и человеком. Когда учитель ставит себя подчеркнуто выше, у детей, естественно, формируется отрицательное отношение».
«Не нужно быть солдатом в юбке», – подытоживает профессор, смягчая критический тон своего выступления ноткой юмора. Шутка пришлась ко двору – все смеются. (К слову, в зале, помимо него самого, находится всего один преподаватель мужского пола).
Заслуженный учитель РФ твердо убежден: если у школьника нет мотивации, желания учиться – виноват всегда педагог. Значит, он не сумел создать необходимую для ребенка «ситуацию выбора своей ниши». «Большинство наших ребят страдают комплексом избегания неудач. Боятся отвечать по нелюбимому предмету, выходить к доске, – сетует Третьяков. – А ученик вообще не должен бояться неудач».
По его личным наблюдениям, россияне вообще очень скупы на похвалу и оценку. «Мы хвалим детей очень редко. Не только учеников в школе, но и своих собственных дома. – На последнее из зала доносятся возражения, но ведущий форума лишь деликатно отмахивается. – О чем можно говорить, когда за урок ставится всего три-четыре оценки! Да и наша пятибалльная система оценивания тоже очень показательна. В Белоруссии, например, действует 12-балльная шкала. В Украине – 10-балльная».
«И вообще, хвалить ученика за что-либо нужно всегда прилюдно, а порицать его и обсуждать проблему – строго индивидуально», – добавляет профессор.
Одно из главных утверждений, неоднократно прозвучавшее за время лекции, в общем, не ново: учитель должен сам постоянно учиться. Тем более сейчас, когда, по словам Петра Третьякова, «назрела острая необходимость в изменении стиля работы учителя». Старая система, на его взгляд, «не отвечает задачам реализации стандартов нового поколения».
Впрочем, нашлось место и для лирики: титулованный академик подчеркнул, как важно «уметь любить»: «Человек, который в жизни не любил и не был любим – страшная картина. Поэтому и в школе важно создать атмосферу любви. Школа должна быть не тюрьмой, а домом. Поэтому не надо резких, режущих уши звонков – только мелодичные. На переменах у ребят должна быть возможность заниматься музыкой, танцами, развивающими играми».
Такие лекции заставляют учителей отвлечься от рутинных мыслей о нагрузке, учебных планах, зарплате и посмотреть на свою работу другими глазами. Вот мнение Марии Меньшиковой, заместителя директора общеобразовательной школы №71, учителя алгебры и геометрии: «Действительно, нужно применять разные технологии обучения. В принципе, у нас в школе и так очевидны положительные сдвиги. От старой схемы «доска–мел» уж точно отходим.
Одна из главных проблем – большая нагрузка. Чтобы зарабатывать более-менее нормально, учителям приходится набирать много часов, работать не на одну ставку. А это негативно отражается на качестве преподавания. Все-таки, я думаю, такие мероприятия проводить нужно. Тем более, кроме теории они включают еще и практику. Например, вчера было групповое задание – разработать план урока: этапы, цели, роль учителя и ученика. Это было очень полезно».
Фото: Фото с сайта Управления образования Челябинска