Сезон записи в первый класс объявлен открытым. В связи с этим мы подготовили полезные советы по выбору школы для тех, кто еще не решил, где будет обучаться их ребенок.
В этом году запись в образовательные учреждения будет проходить в два этапа: для жителей прикрепленного к школе микрорайона — до 31 июля, а для остальных — с 1 августа по 5 сентября. Первоочередное право при зачислении имеют дети закрепленного района. Отказать им могут лишь в том случае, если в школе не осталось свободных мест. Никаких экзаменов для будущих первоклассников не проводится.
Сейчас в нашей стране насчитывается 46 тысячи 459 школ, из них — 687 негосударственных.
Заявление родители могут подать и лично, и в электронном виде, как это принято, например, в Москве. После регистрации на сайте госуслуг Gosuslugi.ru система выдаст список с номерами прикрепленных школ. Нужно выбрать одно образовательное учреждение из этого списка, а также указать номера тех, к которым вы не прикреплены, но куда хотели бы записать ребенка.
Для записи в школу потребуются заявление, оригинал и ксерокопия свидетельства о рождении, а также оригинал и ксерокопия свидетельства о регистрации ребенка на закрепленной территории. При желании родители могут предоставить другие документы, например, медицинскую справку. Иностранные граждане и лица без гражданства обязаны перевести на русский язык все эти документы либо предоставить заверенные переводы.
Стремясь устроить ребенка в элитную гимназию, люди готовы на многое. Так, в Новосибирске до нынешнего года была распространена следующая практика. Родители первоклассников оформляли временную регистрацию в нужном микрорайоне при помощи организаций, оказывающих эти сомнительные услуги за деньги. Но нужно ли идти на такие меры? Настолько ли важен статус образовательного учреждения? И на что вообще стоит обращать внимание при подборе школы? Небольшую пошаговую инструкцию для родителей предоставила заместитель директора гимназии Елена Азова.
1. Решающим фактором при выборе школы, по мнению эксперта, должно стать ее расположение. Все, что связано с перемещением ребенка на расстояния, дает лишнюю физическую нагрузку, возможность инфицирования или попадания в опасные ситуации.
2. Следующий шаг — знакомство с внутренним пространством образовательного учреждения. Нужно оценить, насколько в нем чисто и опрятно. Если школа выглядит ухоженной, значит, порядок и традиция для ее руководства — не просто слова. А это немаловажно для качественного обучения.
3. Третий аспект — комфортность обстановки. В «храме знаний» должно быть хорошо и спокойно всем участникам образовательного процесса. Елена Азова советует понаблюдать, как дети и учителя общаются между собой на переменах: не являются ли они двумя враждующими лагерями.
4. Если предыдущие этапы пройдены успешно, пора переходить к выбору программы, по которой будет обучаться ребенок. Лучше это делать под руководством опытного психолога. Программ для начальной школы сейчас довольно много — для каждого первоклассника можно подобрать то, что соответствует его индивидуальным особенностям и в итоге даст максимальный эффект.
По словам Азовой, многие мамы и папы, отдавая ребенка в престижное учебное заведение, считают, что здесь он просто обязан достичь высоких результатов. Его отправляют учиться по сложной программе, настраивая на победы в олимпиадах и достижение рекордов в ЕГЭ. А психолог тщетно пытается донести до амбициозных родителей, что их ребенку требуется другой темп и совсем другая программа.
5. «На результаты образовательного учреждения по ЕГЭ и на места во всевозможных рейтингах лично я бы смотрела в последнюю очередь, — признается специалист — Я много лет работаю в школе и могу с уверенностью сказать: если семья заинтересована в успехах своего ребенка, он достигнет их, где угодно».
«Первое, что я учитывала, — это безопасность. Мне нужно, чтобы между школой и домом не было проезжей части, только пешеходные дорожки. Я не верю в адекватность водителей и внимательность ребенка на дороге, — признается мама будущей первоклассницы Мария Иванова. — Кроме того, до здания, на мой взгляд, должно быть не более десяти минут ходьбы пешком. Основное учебное время приходится на неблагоприятные погодные условия, а мы живем не в Сочи».
«Статус гимназии греет душу, — перечисляет причины своего выбора мама школьницы, — хотя бы в том плане, что после открытия нового здания моя дочь пойдет в современную школу. Надеюсь, что с элементарными удобствами, такими как туалеты, все будет в порядке. В одной школе один туалет на четыре класса начального звена. Там грязно и сильно пахнет хлоркой. А ведь именно туда ребята идут на перемене, и за чистотой нужно следить особенно тщательно».
Не последнее место мама школьницы отводит оснащенности спортивным, научно-исследовательским и иным оборудованием для внеклассной деятельности. «Это даст возможность посещать различные кружки непосредственно в школе. Не нужно будет возить ребенка на другой конец города, чтобы получить квалифицированные развивающие услуги. В наше время это просто клад», — говорит Мария.
Но самое главное, на что обращают внимание родители, — настрой директора гимназии на развитие образовательного, культурного, творческого и спортивного потенциала.