Фильм Михаила Борщевского «Колыбель», рассказывающий трагическую историю пятерых беспризорников, показали южноуральским социальным педагогам. Специальный закрытый показ в школе №30 был организован в рамках медиафестиваля «Южный Урал. Россия без сирот!» и акции «Дети улиц».
Пронзительный фильм «Колыбель» – экранизация реального случая, произошедшего в Ханты-Мансийске в 2007 году. Пятерых детей случайно обнаружили зимой в канализационном люке. Четверых было уже не спасти – температура на улице стояла минус 40. У выжившей девочки оказались обмороженными ноги.
Одна из ключевых сцен фильма происходит в новогоднюю ночь. Люди веселятся и танцуют, в небе рассыпаются фейерверки, рекой льется шампанское, а из-под земли доносится слабый крик детей: «Помогите!». Но их никто не слышит.
Благодаря своей остросоциальной тематике малобюджетный фильм с непрофессиональными актерами получил достаточную известность – даже был показан в некоторых кинотеатрах России, Украины и Белоруссии.
По словам уполномоченного по правам ребенка в Челябинской области Маргариты Павловой, только в нашем регионе сейчас насчитывается 55 детских домов и 4800 детей, растущих вне семейного очага. «В прошлом году была проделана колоссальная работа, – рассказывает Маргарита Павлова. – В новые семьи было устроено 2600 детей. Казалось бы, половину детских домов можно сразу закрывать. Но на место тех, кому посчастливилось обрести семью, уже пришло еще столько же ребят».
«И этот круговорот не остановить, если мы будем позволять себе оставаться равнодушными», – считает уполномоченный по правам ребенка. Поэтому основная задача – и фестиваля, и социальной педагогики, и общечеловеческая – как можно меньше детей, которые никому не нужны.
Михаил Борщевский, сам по первому образованию педагог, отмечает, что все исполнители ролей беспризорников – из полных и благополучных семей. С ними и с их родителями он был знаком еще до съемок. «Это видно и на экране, – признает режиссер. – Все-таки благополучных детей выдают глаза – у сирот они совершенно другие. Тем не менее все ребята-актеры по-настоящему прониклись проблемой, прочувствовали ее, сумели «влезть в шкуру» беспризорника. Особенно девочка, голосом которой ведется рассказ. Она оказалась очень одаренной и чувственной, с талантом от бога. Закадровый текст мы писали вместе с ней».
«Конечно, дети бывают разные, – добавляет Михаил Борщевский. – Есть и очень жестокие, но факт налицо: дети из нормальных семей способны крайне остро воспринимать горе своих сверстников, которым повезло гораздо меньше».
По мнению создателей «Колыбели», социальные темы в кинематографе и вообще в искусстве нужны, в первую очередь, для достижения практических положительных результатов. В рамках проекта «Россия без сирот» его участники очень много ездили по детским домам, общались с «детьми улиц» вживую. Их очень сложно вывести на откровенный разговор. Но когда это удается, то выясняется, что по каждому вопросу у них свое мнение – зачастую неожиданное и парадоксальное. Например, когда детдомовцев опрашивали, с кем они хотели бы жить – с хорошими приемными родителями или с собственными «неблагополучными», первого варианта не выбрал никто. Все хотят к родным папе с мамой, какими бы те ни были. Полное единодушие брошенных детей, фактически преданных родителями, удивило всех.
Еще одна большая беда в детском вопросе, характерная для нашей страны – это, по словам Маргариты Павловой, зашкаливающее равнодушие взрослых: «Одна русская женщина после наводнения в Японии попросила возможности удочерить японскую девочку, оставшуюся без семьи. У японских органов опеки ее инициатива вызвала крайнее недоумение. Ей ответили: спасибо, но мы сами в состоянии позаботиться о своих детях. Россия, к сожалению, этим похвастаться не может. Люди у нас наоборот склонны снимать с себя ответственность».
Разумеется, никого из собравшихся фильм не мог оставить равнодушным уже хотя бы в силу своей тематики. Во время его финальной части в глазах у некоторых зрителей стояли слезы. «Фильм понравился. Всегда жалко детей, попадающих в такие ситуации. Дети не могут быть здесь виноваты – это болезнь нашего общества, – делится впечатлениями социальный педагог школы №68 Мария Шахрай. – Может быть, в какой-то степени это отголоски еще со времен войны – тогда огромное количество детей осталось без родителей и крова».
«Наша задача, раз уж мы выбрали такую профессию, – продолжает Мария, – призывать остальных не быть равнодушными. Ведь таких детей видно даже по внешности. По возможности, нужно стараться не проходить мимо, попытаться заговорить с ними, пойти на контакт».
Социальный педагог из 131-й школы считает, что государству необходимо браться за недобросовестных родителей. «Школа регулярно отчитывается за их детей в прокуратуре, а их самих туда даже не приглашают. Получается, с них спросу – ноль. Могут дальше продолжать в том же духе, что они и делают», – жалуется женщина.
Но, по ее словам, в их школе бывали и случаи исправления родителей, с которыми велись постоянные беседы. Люди бросали пить, устраивались на работу, начинали обеспечивать своих детей всем необходимым, проводить с ними больше времени.
Многие социальные педагоги уже выразили готовность показать фильм «Колыбель» своим коллегам-учителям, родителям и самим школьникам.
Для участия в медиафестивале «Южный Урал. Россия – без сирот! – 2013» принимаются новостные сюжеты, ролики социальной рекламы, игровые и документальные фильмы, статьи и публикации в прессе и на сайтах, фоторепортажи по заданной тематике.
Присылать работы можно до 28 февраля 2014 года. При оценивании жюри разделяет их на две группы – работы профессионалов и работы любителей.
Более подробную информацию о фестивале и конкурсе вы можете найти на сайте уполномоченного по правам человека в Челябинской области.