Пропускную систему по пластиковым картам активно внедряют в российских школах. По словам ее разработчиков и сторонников, система контроля доступа (СДК) нужна, чтобы обеспечить уверенность родителей в безопасности ребенка, улучшить школьную посещаемость и, как следствие, качество знаний.
В вестибюле учебного заведения устанавливается электронная проходная – турникет со встроенной системой контроля доступа. Ученикам, преподавателям и сотрудникам выдаются электронные пластиковые карты-пропуска. Информация об учениках, сотрудниках школы и выданных им карточках заносится в память системы.
Чтобы пройти внутрь, необходимо поднести свою карточку-пропуск к специальному табло на турникете. Информация с карточки считывается автоматически. Если карта зарегистрирована в системе, то турникет откроется. Если нет – останется заблокированным.
Электронная проходная не допустит в школу посторонних. Подделать пропуск практически невозможно. Система не позволит дважды войти в учебное заведение по одной и той же карточке. В случае утери, карту можно исключить из системного списка и проникнуть по ней в здание будет уже невозможно. А для рассеянных и забывчивых сделана специальная прорезь, в которую можно продеть шнурок и прицепить карточку к одежде или портфелю.
SMS-уведомление о времени прихода ребенка в школу и ухода из нее автоматически отправляется на родительский мобильник. Услуга либо идет «в комплекте», либо ее надо подключать отдельно – в зависимости от предоставляющей ее фирмы и политики школьного руководства.
А, к примеру, в школах города Анапы функционируют так называемые «СМС-дневники». В базе данных дневника хранятся оценки и сообщения учителей, которые в считанные секунды доставляются родителям в виде SMS-посланий. Есть даже отдельная вакансия «Оператор СМС-дневника». В числе требований – наличие высшего образования и вежливость. Задача оператора – после выставления оценок в журнал занести их в электронную систему, которая и рассылает СМС по мобильным телефонам.
Аналогичные системы контроля над учениками давно и успешно действуют за рубежом. Например, в таких странах, как Великобритания, Индия, Южная Корея, Латвия и Арабские Эмираты.
Как и следовало ожидать, нововведение породило оживленные дискуссии среди родителей – и в реальной жизни, и в виртуальном пространстве. «Каким образом повысится безопасность детей в школе, я не вижу и не понимаю, – пишет участница одного из родительских форумов. – У нас в школе так: забор закрыт, чтобы попасть внутрь после звонка, надо звонить и тебе откроют. На вахте сидит тетя, которая тебя никуда не пропустит дальше своей вахтерки. Бандитов она, конечно, не остановит. Как не остановит их и дядька в камуфляже, и турникет».
Ей возражают: «Идея по поводу турникетов совсем не плоха. Я не раз наблюдала, как во время перемен старушка-вахтерша пытается не выпустить школьников на двор, потому что те хотят курить. С турникетами ей будет намного легче».
Наиболее актуальна эта тема, конечно же, для тех, чьи дети учатся в младшем звене: «Как мама первоклассника, я желаю точно знать, во сколько мой ребенок зайдет в школу и во сколько он оттуда выйдет. А вообще, эту систему контроля доступа надо рассматривать как составную часть всецелой автоматизации: чтобы и оплата обедов по карточке, и оценки, и домашние задания онлайн. Это удобно и современно».
Заместитель директора по научно-методической работе и инновациям школы №75 Челябинска Максим Гаубец тоже считает, что нормальный здоровый контроль нужен всегда: «Мы уже несколько лет не разбирали никаких инцидентов с драками, воровством, какими-то подозрительными личностями в школьных стенах. Потому что повсюду установлены камеры видеонаблюдения, и каждый понимает, что никакой серьезный проступок не ускользнет от объектива».
«А что касается идеи с карточками и СМС, то для нас она не слишком актуальна, – продолжает заместитель директора. – Чтобы следить за пропуском ребят в школу и их посещаемостью, у нас есть дежурные администраторы и классные руководители. А родители все-таки должны сами чувствовать ответственность. Если человек умеет разумно контролировать собственного ребенка, то никакая карточка ему не нужна. А тем, кто привык относиться к своим чадам попустительски, она вряд ли поможет».
«К тому же дети есть дети: могут элементарно потерять или забыть свою карту. Тогда все равно придется выходить на связь с родителями традиционными способами, созваниваться… Я уж не говорю про ежемесячную плату за карточку и СМС-услугу – лучше ребенку лишний килограмм фруктов купить», – добавляет Максим Гаубец.
А что думают сами ученики? Например, в обыкновенной челябинской школе №107 в этом месяце тоже планируют ввести «карточный» режим. «Я считаю, подобные меры целесообразны только для младших классов, – говорит учащийся 8 класса Глеб Михайлов. – В подростковом возрасте человек должен уже сам делать выбор и отвечать за свои действия. Невозможно его все время «водить за руку». А такие попытки тотального контроля делают школу похожей на тюрьму».
«Школьные турникеты очень утомляют, – жалуется старшеклассница из Екатеринбурга. – Часто возле входа скапливается очередь. Все ищут в своих сумках карточки-пропуска. Не всегда удается сделать это быстро. Многие постоянно забывают эти карточки, их записывают в специальную, видимо, «очень опасную» тетрадь. Некоторые после уроков пролазят под турникетами или попросту открывают их. Тогда можно ли называть это усиленной безопасностью? Кроме того, система работы самих карт несовершенна. Если зайдешь по карточке, а выйдешь не по ней, то на следующее утро она не будет работать. Сначала придется подносить ее к обеим сторонам турникета, а это тоже тормозит процесс».
«От СМС-оповещений о нашем приходе в школу большинство родителей отказалось, – добавляет девушка. – На деле это дорого обходится».
Между тем, систему уже берут на вооружение не только школы, но и заведения среднего профессионального образования. Например, объявление об услуге СМС-информирования вывешено на официальном сайте Южно-Уральского многопрофильного колледжа (ЮУМК). Но, по словам начальника центра вычислительной техники и информационных технологий Алексея Гурьянова, родители учащихся инициативу руководства пока не оценили. Из всего колледжа услугу подключили 2-3 человека.