Где строят школы в форме парящих птиц, выкрашенные во все цвета радуги, с окнами прямиком из Лувра и массажными горками во дворе? На соревнованиях молодых архитекторов в Челябинске возможно и не такое.
14 марта в стенах ЮУрГУ прошел национальный полуфинал международного конкурса «Проектирование Мультикомфортного дома ISOVER». Участники представили свои архитектурные проекты энергоэффективной школы.
Конкурс ежегодно проводится компанией «Сен-Гобен» (Saint-Gobain) с 2005 года, специально для студентов строительных и архитектурных вузов. Его цель – дать будущим специалистам строительной сферы возможность продемонстрировать свои таланты и реализовать идеи, вырасти в профессиональном плане. При этом ставка делается именно на «зеленое», экологичное строительство: проекты должны быть максимально безопасны для окружающей среды и экономичны в плане энергоресурсов.
В 2014 году в конкурсной борьбе сошлись будущие архитекторы из 24 стран. Среди них 300 российских студентов, в том числе 13 человек из Челябинска.
Конкурсное задание каждый раз новое и уникальное. Его разрабатывает специальный международный экспертный совет. В 2014 году участникам поставили задачу спроектировать энергоэффективную школу на 400-600 учащихся для турецкого города Газиантеп.
Начинающим архитекторам-проектировщикам необходимо было учесть все факторы – от площади и стройматериалов до климатических условий страны, в которой по «легенде» будет располагаться здание. Сложности добавляло и то, что в предполагаемой школе будут учиться также и дети-инвалиды: им нужно обеспечить комфортный доступ во все части помещения и, разумеется, хорошую систему эвакуации для экстренных случаев.
Перед стартом состязания в ЮУрГУ организаторы в шутку заметили, что Челябинск, судя по всему, увеличился в семь раз. Если в прошлом году столицу Южного Урала представляла всего одна команда, то в 2014-м их набралось уже семь. Прозвучала надежда, что в следующий раз и вовсе «люди будут стоять на лестницах», лишь бы увидеть краем глаза творения юных архитекторов.
После жеребьёвки началась долгожданная презентация проектов. Все они получились очень разными, в зависимости от профессиональных вкусов их создателей. Одни проектировщики сочли максимально удобным разбить сооружение на множество отдельных корпусов. Другие, напротив, постарались сделать свою постройку как можно более компактной и единой.
Не было дефицита и в креативных творческих находках. Так, первый коллектив архитекторов взял в качестве формы здания силуэт птицы, расправившей крылья в полете. Другая группа сделала школьный фасад «смятым», благодаря чему строение выглядит как будто выходящим из земли. Участники одной из команд учли и специфику турецкого климата, установив вместо обычных окон выпуклые и граненые – это уменьшает попадание солнечных лучей в жаркие часы. По словам студентов, витражные окна такой формы стоят в Лувре – знаменитом памятнике мировой архитектуры.
Помимо стандартных учебных корпусов и спортплощадок, на территории школы будущего нашлись места для обширной террасы, пруда и садика с огородом, «тихой зоны» для отдыха детей и преподавателей. А один из проектов включал в себя даже горки со специальными массажными валиками.
Большое внимание уделили и цветовому оформлению. Все участники явно стремились уйти от пасмурных тонов, добавить больше ярких, приятных глазу красок. Предпочтение отдавалось таким цветам, как желтый, бирюзовый или лаймовый. Как подчеркнули сами авторы, они старались, чтобы каждая деталь в их проектах обеспечивала детям не только внешний, но и внутренний комфорт.
Жюри конкурсантам досталось суровое, но справедливое. Профессиональных замечаний было много. В частности, все команды слегка поругали за то, что они неплохо продумали систему отопления, но почти забыли о вентиляции и солнцезащите – а ведь для страны с жарким южным климатом это гораздо важнее. Но одной критикой маститые архитекторы не ограничились, и во время кофе-брейка с удовольствием побеседовали с ребятами и ответили на все их вопросы.
«Я положительно отношусь к этому конкурсу, – говорит член жюри, директор «Института пассивного дома» Александр Елохов. – Студенты получают возможность участвовать в международном состязании, использовать нормативы и технологии других стран, расширяют свой кругозор и в будущем могут участвовать в международных проектах и сотрудничать со своими коллегами за рубежом».
Принятие решения было непростым, но в итоге тройка лучших выстроилась следующим образом:
1-е место – Ксения Гербер, Юлия Илюхина и Дмитрий Морев (ЮуРГУ); 2-е место – Екатерина Шестакова, Вадим Турмышев, Алексей Пикалов (ЮуРГУ); 3-е место – Никита Морозов, Диана Ахмадеева, Елена Русинова (ЮуРГУ).
«Это наш первый опыт участия в международном конкурсе, – делятся впечатлениями авторы проекта-победителя Ксения Гербер и Дмитрий Морев. – Задание было сложным, необходимо было проделать большой объём работы, благодаря чему мы овладели новым подходом к проектированию – рациональным и практичным для жизни. Сложный и интересный проект конкурса дал возможность изучить новые технологии, которые применяются в современном строительстве».
Нашлось что сказать и обладателям почетного III места. «В конкурсе нам предложила поучаствовать наша преподавательница Евгения Константиновна Рябова. Ознакомившись с условиями, мы поняли, что действительно можем показать что-то достойное и интересное, почувствовали мотивацию, – рассказывают Никита Морозов, Диана Ахмадеева и Елена Русинова. – Прежде чем пришли к оптимальному варианту, израсходовали целую пачку бумаги. По мере продвижения нашей работы над проектом он становился всё проще – отсекалось всё лишнее. Так мы убедились, что чем проще форма, тем интереснее сам проект».
«Конечно же, было нелегко: реальный архитектурный объект со всеми необходимыми расчетами – это уже не студенческий уровень. По проекту победителя действительно что-то построят. Поэтому и спрос с нас – соответствующий, – продолжают конкурсанты. – Мы стремились максимально объединить в своей работе техническую и эстетическую стороны. В этом плане эталон для нас – французский архитектор прошлого века Ле Корбюзье. В частности, его Вилла Савой. Он совершил настоящий прорыв в мировой архитектуре и создал систему модулей, по которой и сегодня работают специалисты нашей сферы».
«А строгость жюри нам только на пользу. Их замечания исключительно по делу, мы со всем согласны. Для нас это важно – мы пока всего лишь третий курс. К тому же, они сами готовы ответить на любые наши вопросы касательно архитектуры», – добавляют призеры полуфинала.
У старшего преподавателя архитектурного факультета и кафедры дизайна ЮУрГУ Евгении Рябовой накопился богатый опыт в продвижении таких научных проектов. До этого ее подопечные участвовали, например, в соревновании по проектированию японского торгового центра. Сделанные под ее руководством дипломные работы направлялись на такие престижные архитектурные конкурсы, как «Белая башня» и «Зеленый проект». С «Зеленого проекта» выпускники ЮУрГУ увезли два первых места.
«От кадрового состава преподавателей на самом деле зависит очень многое, – считает Евгения Рябова. – На любом факультете, в любой отрасли необходимы люди, которые действительно «болеют» своим делом. Мы должны давать студентам мотивацию – без нее они ничего делать не будут».
«Все наши выпускники находят себя в профессии. Очень многие сейчас работают в Москве и за рубежом – например, в Германии и в Италии. Но немало тех, кто предпочитает оставаться в родном городе. Здесь тоже очень сильная архитектурная школа, и есть все возможности расти профессионально», – утверждает старший преподаватель-архитектор.
Призерам региональных этапов предстоит защищать свои проекты 16 апреля на национальном финале в Москве. А международный финал состоится 28-31 мая в Бухаресте (Румыния). Студенческая работа, занявшая там первое место, будет взята за основу реального архитектурного сооружения.