Умение грамотно писать по-русски в один день проверили десятки тысяч людей. 12 апреля акция «Тотальный диктант» промчалась по городам России и мира – от Калининграда до Шанхая. Не стал исключением и Челябинск – чтобы вместить всех участников, столице Южного Урала потребовалось девять площадок.
Диктант из детства
В лекционном зале ЧГПУ писал диктант и корреспондент ChelDiplom.ru. Из-за большой скученности люди сидят впритирку. Даже при беглом взгляде на аудиторию видно, что сегодня здесь собрались представители самых разных возрастов и профессий. Очевидно, желание испытать свою грамотность и знание родного языка действительно объединяет очень многих. Но больше всех, конечно, в лекционную набилось студентов и старшеклассников.
На сосредоточенных лицах собравшихся нетерпение: старт мероприятия задерживается уже без малого на полчаса. Но вот на противоположной стене загорается экран и появляется короткостриженная шевелюра писателя Алексея Иванова. Именно он в этом году сочинил текст для «Тотального диктанта». В своем небольшом видеонапутствии автор «Золота бунта», «Сердца Пармы» и ставшего культовым романа «Географ глобус пропил» подчеркнул непреходящую важность языка как объединяющего фактора для любого народа, нации. А всем участникам прозаик пожелал не переживать, не бояться ошибок и не забывать про олимпийский принцип: победа – не самое главное.
Алексей Иванов стал четвертым по счету современным писателем, приложившим руку к «Тотальному диктанту». Его предшественниками были Дина Рубина, Захар Прилепин и Дмитрий Быков. До них участники проекта тренировались на нетленках русских и советских классиков, пока организаторы не решили, что свежие имена сделают акцию более актуальной и привлекут больше молодежи.
Текст Алексея Иванова оказался трогательным, но реалистичным, без прикрас воспоминанием из детства. А именно – о путешествиях по Уралу в советском поезде, где пьяные дембеля сначала дерутся друг с другом, потом обнимаются и плачут, а машинист шутит над засидевшимися в станционном буфете проводницами, тайком поехав без гудка и заставив их бегом догонять уходящий состав.
Автору данной статьи зарисовка Иванова показалась совсем не сложной орфографически. Зато расставить знаки препинания сообразно правилам русского языка и первоначальному замыслу писателя иногда казалось невозможным.
То же самое отмечают и другие участники челябинского диктанта. «Я страшно путался и сомневался, где какой знак поставить: запятую или точку с запятой, тире или двоеточие, – признается ученик десятого класса Андрей Коржавин. – Про то, что могу допустить ошибки и в самих словах, даже как-то забыл – писал скорее на автомате. Надеюсь, что все-таки нормально справился – каких-то сильно сложных или незнакомых слов и выражений в тексте вроде бы не было».
«По идее мне грамотным быть необязательно – я простой водитель, – говорит челябинец Алексей. – Но тут стало интересно – решил проверить, что осталось со школьных знаний. Почему бы нет? Денег ведь за это с меня никто не берет. Я даже подготовился немного – покопался в Интернете, повторил основные правила».
К заданию все подошли серьезно. Конечно, плохой результат диктанта не грозит никакими последствиями. Но ведь и просто продемонстрировать свой уровень грамотности на таком масштабном событии решится далеко не каждый. Тем более если человек профессионально не связан с языкознанием.
Поэтому и атмосфера в аудитории стояла напряженная и волнительная. Временами между участниками даже вспыхивали словесные перепалки. Что неудивительно: одни настойчиво просят заново продиктовать очередное предложение, а другие, наоборот, давным-давно всё дописали и уже истомились в нервном ожидании.
Актриса челябинского театра драмы Анастасия Пузырева, диктовавшая текст, старалась, как могла, поймать золотую середину, учитывая пожелания и тех, и других. Тем более опыт в этом нелегком деле у нее уже есть – на прошлогоднем «Тотальном диктанте» актриса читала челябинцам вслух Дину Рубину. «То, что в зале возникают какие-то прения, – это нормально, – считает Анастасия. – Это как раз таки показатель заинтересованности людей, что им не всё равно».
«В прошлом году меня попросило почитать текст руководство театра, а в этот раз организаторы со мной связались напрямую, – рассказывает Анастасия Пузырева. – И тогда, и сейчас я охотно пошла навстречу. Мне самой это интересно. При случае тоже хочу написать этот диктант в общем потоке».
По словам Анастасии, текст Алексея Иванова понравился ей больше: «У Дины Рубиной он все-таки был слишком уж сложный. У Иванова основная трудность с запятыми, с пунктуацией, но в целом намного больше шансов написать хорошо. Теперь обязательно почитаю его книги. Пока, к сожалению, почти не знакома с его творчеством – разве только с «Географом».
«А вот организация в тот раз была не в пример лучше, – сетует собеседница ChelDiplom.ru. – А сегодня и такая неприятная задержка произошла, и обещанный ведущий куда-то пропал. Мне кажется, просто не разделили четко полномочия. Я сочла необходимым извиниться перед аудиторией, хотя моей вины тут и не было».
Свои результаты можно будет узнать после 15 апреля на официальном сайте проекта. Для этого достаточно ввести свои ФИО (либо псевдоним) и кодовое слово – те же данные, которые каждый участник на диктанте вписывал в персональный бланк.
Тотальное испытание
Вы не замечали, что самые лучшие и полезные поступки совершаются, когда мотивация совершенно не ясна, а то и вовсе отсутствует? Зачем мне, журналисту с порядочным стажем, идти волонтером на «Тотальный диктант»? Я и сам ответить не могу. Вместо того, чтобы провести субботу в свое удовольствие, я поехал совершенно бесплатно писать заметки о том, как люди проверяют свои знания русского языка.
Волонтеров попросили прийти на площадки «Тотального диктанта» за два часа до начала. Мне предстояло примерно пять часов писать заметки о ходе мероприятия в ленту новостей издания «Русский репортер». В 12:00 я благополучно запарковался и ждал, когда же откроют Информационный центр атомной отрасли Челябинска, где мне предстояло работать. Вскоре появилась приятная женщина, руководитель центра Лариса Матвеева. Она и стала героем первой моей заметки за день: «Мы впервые на своей площадке принимаем «Тотальный диктант», и, конечно, переживаем, как всё пройдет. Тем более я сама буду одним из участников. Надеюсь, все будет хорошо».
Пока я включал нетбук и настраивал Интернет, началась подготовка к диктанту. Когда первая моя заметка уже отправилась по волнам Wi-Fi к модераторам «Русского репортера», подошел диктор. Нет, Владимир Путин не пожаловал с неожиданным визитом. Просто пришел человек, которому предстояло читать текст диктанта. Им оказался актер театра «Манекен» с 49-летним стажем Сергей Кострица.
«Я родился в 1946 году, а это было далеко не самое лучшее время для людей с отчеством Фрицевич. Но так уж сложилось, что отца у меня звали Фриц, поэтому я стал Фрицевичем. Мне никогда раньше не приходилось участвовать в «Тотальном диктанте». Конечно, я волнуюсь, тем более что сам большой грамотностью не отличаюсь. Вот супруга у меня очень грамотная. Она хотела пойти участвовать в «Тотальном диктанте», но я ее отговорил – еще скажут, что я ей как-нибудь подсказывал».
Вот и вторая заметка отправилась на сайт. И тут же созрел повод для еще одной – Лариса Матвеева рассказала, что после диктанта все участники смогут посмотреть интерактивный фильм об истории астрономии в формате 3D в информационном центре.
«Фильм мы покажем прямо здесь, на стене аудитории, где будет происходить диктант. У нас здесь несколько проекторов, так что будет полный эффект присутствия. У некоторых людей даже может закружиться голова», – обещает Лариса Матвеева.
Героиней четвертой заметки становится директор детской студии Олега Митяева «Светлое будущее» Анна Мара: «У меня нет цели получить какую-то определенную отметку. Просто хочу проверить свои знания и понять, где есть пробелы. Русский язык мне нужен для работы, как и всем в нашей стране. Я считаю, что знать язык и правильно говорить надо всем, от сантехников до журналистов».
Пока я ковыряюсь с заметкой, подходит время начинать. Организаторы в легкой панике – вместо планировавшихся 40 человек, пришло 55. Мест для всех не хватает, и приходится брать парты из соседних аудитории. Еще немного, и все наконец расселись. После заполнения бланков и небольшого шуточного введения начинается диктант. Это мало похоже на то, к чему мы привыкли в школе. Люди пишут не из-под палки, а просто для души. Но тишина не устанавливается ни на минуту. Незаметно проходит час, и число отправленных заметок приближается к десятку. Пора заканчивать. Участники последний раз пробегаются глазами по своим работам и сдают листы. Кто-то сразу же уходит, но большинство решает остаться и посмотреть обещанный фильм. Именно так поступили челябинцы Ян и Надежда, которые вместе пришли писать диктант.
«Мы услышали шутку, что в прошлый раз работы врачей остались непроверенными, так как не удалось разобрать почерк, и после этого решили попробовать написать «Тотальный» диктант сами. Мы сильно не волновались, да и текст был не очень сложным», – говорит пара. Молодые люди разошлись во мнениях по поводу написания слова «кошелка». Ян написал «кашолка», но совсем не расстроился, когда узнал, что ошибся: «Я никогда больше тройки за диктанты не получал, поэтому ничего страшного. Думаю, и без этого я наошибался с запятыми».
Моя работа окончена. Я закрываю нетбук с полным ощущением, что я сделал что-то хорошее и полезное, пусть и очень локальное. Люди идут на «Тотальный диктант» не только из желания проверить свои знания, но и из-за атмосферы, из-за ощущения того, что ты делаешь что-то правильное, сложное, но совсем не обязательное. Просто для того, чтобы выйти из привычной колеи. Наверное, ради одной этой возможности стоило придумать такой проект.
Фото: Фото предоставлено организаторами «Тотального диктанта»