RU74
Погода

Сейчас-3°C

Сейчас в Челябинске
Погода-3°

переменная облачность, без осадков

ощущается как -9

6 м/c,

ю-з.

732мм 58%
Подробнее
1 Пробки
USD 103,27
EUR 108,56
Образование Студенты или «друзья»?

Студенты или «друзья»?

Ох уж эти аккаунты и дружеские подмигивания в Сети! Работая в вузе, постоянно сталкиваешься с ситуацией, когда студенты просятся тебе в «друзья». Да, субординация. Да, надо выдерживать дистанцию и формировать положительный личный пример. А тут какая-нибудь болтливая второкурсница с журфака «стучится» или странный парень с галерки, который вдруг осознал, что у вас с ним общие музыкальные вкусы. Вроде бы и отказать невежливо, а с другой стороны, зачем пускать рядовых студентов в сугубо личное пространство? Да и не хочется, чтобы воспитанники видели твои разгульные фотографии со свадьбы армейского приятеля.

Усложняю? Вот уж кто и преувеличивает, так это американцы. Например, в штате Миссури считается, что добавлять учеников и студентов в «друзья» в социальных сетях вообще не этично. Там даже приняли специальный закон (!), который запрещает это делать. По мнению общественности, Закон Эми Хестир в защиту студентов должен оберегать учащихся от сексуального насилия со стороны преподавателей. Название он получил в честь студентки, которая официально заявила, что преподаватель домогался до неё посредством социальной сети. Преподаватель, кстати, был моложе своей студентки, и, сдаётся, если бы она не знала его как учителя, то закона могло бы и не быть. Но факт есть факт.

Учитывая сегодняшнюю конъюнктуру в плане государственной политики, я не исключаю появление у нас в России аналогичного закона. Наверняка г-н Милонов в Санкт-Петербурге не одинок в своих странных законотворческих инициативах. Интернет-безопасность и противодействие всяческому насилию в интернете сейчас тренд. Однако давайте посмотрим правде в глаза. Ответьте честно на вопрос: добавляете ли вы в друзья своих учеников, студентов? Думаю, большинство ответят на вопрос утвердительно. Честно скажу, у меня как у вузовского работника таких «друзей» за несколько лет работы в стенах университета накопилось больше 300. Конечно, многие из них уже бывшие ученики. Некоторые теперь даже коллеги, с которыми вполне уместно переброситься в личке фразой вроде: «Привет! Как тебе новый фильм Ларса фон Триера?». В любом случае изначально добавлялись они как студенты. И вот теперь давайте ответим на два простых вопроса: зачем мы, педагоги, добавляем студентов в друзья? И этично ли это?

С точки зрения самих студентов, здесь все понятно. Чем неформальней и свободней общение, тем больше может раскрыться личность преподавателя. Тем вдвойне привлекательней интернет-общение с педагогами, которые вызывают у студентов ментальный, мировоззренческий, эмоциональный интерес. Может тут быть и чистое любопытство. А он правда такой, какой о нем говорят? А однокурсники говорили, что ему нравится слушать Deep Purple… А правда, что она коллекционирует наперстки? И прочее, прочее… Однако противоречивы и сами педагогические принципы. С одной стороны, необходима субординации с учениками, а с другой, – нужно сохранять доверительное общение, возможности для раскрытия внутреннего мира каждого студента. Может, социальные сети могут это противоречие снять?

Мой коллега-преподаватель говорит, что добавляет студентов в друзья в социальных сетях. Но только способных и адекватных. И только после того – внимание! – как у него заканчивается курс, который он для них читает. По его словам, в Сети личный дискурс никуда не спрячешь, поэтому надо избегать панибратства и следить за тем, что и как ты пишешь. По себе могу сказать, что корректное и доверительное общение в социальной сети может раскрыть исследовательский потенциал студента, его общие знания по теме курса или даже скорректировать мой собственный план грядущего занятия. В сети можно оперативно раздавать задания и проводить опрос. И еще один бонус. Неформальное общение заметно прибавляет количество студентов, пишущих у меня курсовую или диплом. В общем, социальные сети это именно инструмент. В руках профессионального педагога он выполняет вспомогательную и личностно-ориентированную функцию в учебном процессе. В руках непрофессионального – это уже фактор обоюдной дискредитации педагога и студента. Или еще хуже – повод для появления законов вроде того, что приняли в американском штате Миссури.

Глеб СТЕПАНЦОВ

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
19
ТОП 5
Мнение
Китайцы разрешают бензин АИ-92 для турбомоторов. Наш журналист считает это опасным популизмом
Анонимное мнение
Мнение
«Черные унитазы и протухшая посуда». Журналистка ушла в клинеры и рассказывает о секретах и ужасах новой работы
Анонимное мнение
Мнение
Стильные люди и толпы бездомных. Блогер провела неделю во Франции и Испании — что ее поразило
Анонимное мнение
Мнение
«Зачем из Раскольникова делать идиота?»: мнение школьной учительницы о новом «Преступлении и наказании»
Мария Носенко
Корреспондент
Мнение
Смотрят на иностранцев как на зверушек, но хорошо платят: модель из России устроилась на работу в Китае — ее впечатления
Анонимное мнение
Рекомендуем
Объявления