Министерство образования и науки России утвердило новый перечень учебников. Несмотря на широкое обсуждение его проекта, общественное голосование за конкретные издания, открытые письма от учителей, в список так и не попали авторитетные в педагогической среде учебники Людмилы Петерсон, системы Занкова, Эльконина-Давыдова и другие.
В этом году экспертиза школьных учебников велась по новым правилам. Специалисты изучали книги на соответствие самым строгим требованиям. Но результат получился неожиданным. В перечне не оказалось не только сомнительных изданий, но и самых передовых. Под нож попали учебники Людмилы Петерсон, системы Занкова, Эльконина-Давыдова, программы «Школа 2100», методический комплекс Happy English и Enjoy English и другие.
«Я больше 20 лет работаю с системой Занкова. Для меня большая потеря, что эти учебники не вошли в перечень, – говорит учитель челябинской начальной школы №95 Валентина Богданова. – Я заметила, что победители различных олимпиад, конкурсов – занковцы, то есть дети, которые занимались по системе Занкова. Она способствует комплексному развитию ребенка, учит логически мыслить, оценивать свое поведение. На одну задачу они мне выдают пять решений, и они все принимаются во внимание. Сейчас нам придется заниматься по программе «Перспективная начальная школа». Я еще глубоко ее не изучила, но на первый взгляд она серьезно проигрывает системе Занкова, там нужно действовать по строго определенным правилам, следовать тому, что дано в учебнике, то есть ребенка лишают права выбора. Для себя я решила, что на своих уроках так или иначе все равно буду использовать приемы из системы Занкова, потому что она дает результат».
Стоит отметить, что каждый год проводится всероссийский интеллектуальный марафон учеников-занковцев, в котором принимала участие и челябинская команда.
Общественная палата России обращалась в Министерство образования с просьбой пересмотреть список учебников и вернуть в него «сильные» издания. Учителя и родители даже писали открытые письма, которые собрали сотни подписей. Чиновники обещали, что вновь пересмотрят результаты экспертизы, но самые известные учебники в список так и не включили.
Как сообщила начальник управления общего образования министерства образования Челябинской области Елена Тюрина, минобр уже готовит контракты с издательствами на закупку учебников в соответствии с новым федеральным перечнем. Но как быть с изданиями, которые не попали в число «счастливчиков»? По словам Елены Тюриной, приобретенные школами учебники, не вошедшие в федеральный перечень, могут использоваться в течение пяти лет: «Мы понимаем, что не должно быть перекосов, нельзя ломать сложившуюся систему, поэтому школьники могут закончить обучение по той программе, по которой начали. Есть еще один вариант. Издательства могут выпустить книги в виде учебных пособий. Но школам их придется закупать на собственные средства или деньги родителей. При этом потребуется корректировка образовательной программы».
«Нам повезло, в прошлом году мы закупили только те учебники, которые вошли в федеральный перечень, – говорит директор школы №95 Лилия Емельянова. – Исчезновение из него некоторых учебников больше ударило по издательствам. Я считаю, что грамотный учитель сможет научить детей по любым учебникам. Родителям нужно присматриваться в первую очередь к педагогам, а не образовательным программам».
В любом случае учителя надеются, что некоторые учебники все-таки будут включены в федеральный перечень. Есть информация, что авторы «зарезанных» изданий уже готовят обращения в суд.