22 мая в 10:00 в Челябинском государственном университете откроется международный конгресс по когнитивной лингвистике. Форум организуется Российской ассоциацией лингвистов-когнитологов (РАЛК) совместно с Институтом языкознания РАН с периодичностью в два года начиная с 2006 года.
В Челябинском госуниверситете ученые обсудят проблемы отражения в языке особенностей человеческого сознания и коммуникации, вопросы порождения и понимания речи, обменяются новыми идеями в сфере теории и методологии лингвокогнитивных исследований. На конгресс подали заявки около 300 человек из США, Польши, Испании, Белоруссии, Украины, Казахстана, Таджикистана, Узбекистана и России. Среди них – более 80 докторов наук.
«Нас всех в той или иной степени волнует, что же с нами будет дальше, – рассказала профессор кафедры теории языка Челябинского государственного университета, председатель Челябинского регионального отделения РАЛК Елена Голованова. – Когнитивная лингвистика позволяет проанализировать на основе языковых фактов современное состояние сознания человека, о чем он думает, чем озабочен, а также спрогнозировать, что же произойдет с сознанием человека в дальнейшем. Например, если сравнить сознание представителей старшего и молодого поколения, мы можем представить, какие изменения ждут нас в будущем».
Почетным гостем конгресса станет профессор Западного резервного университета Кейза (США) Марк Тернер – автор концепции когнитивной интеграции. В ЧелГУ он расскажет о таком явлении в английском языке, как блендинг – слияние двух слов в одно. Ожидаемым станет доклад и мастер-класс одного из ведущих российских лингвистов, профессора Института русского языка им. В.В. Виноградова РАН (Москва) Екатерины Рахилиной.
«Екатерина Владимировна широко известна как автор книги о когнитивном анализе предметных имен, – отметила Елена Голованова. – В ней, например, приводится интересное сопоставление слов «стоять» и «лежать». Так мы говорим: «тарелки стоят на столе» (хотя ножек у них нет) и в то же время «тарелки лежат в раковине». Аналогично с другими словами: «лодки стоят у берега» и «лодки лежат на берегу» (перевернуты, их сушат или смолят). Можно сделать вывод, что если предмет готов к использованию, то он лежит, если нет – стоит. Сам язык нам подсказывает, как мы осмысливаем, категоризуем действительность».