В принятом недавно законе «Об образовании в РФ» были установлены приоритетные для экономики профессии и специальности профобразования. Как сообщает «Российская газета», среди них большинство связаны с высокотехнологичной медициной, энергосбережением и энергоэффективностью. Это, к примеру, такие профессии как электромеханик по ремонту медицинского оборудования, электромеханик по ремонту наркознодыхательной аппаратуры, медицинских оптических приборов. Среди специальностей профобразования приоритет отдан информационной безопасности, информационным системам, электронным приборам и устройствам, компьютерным сетям, аудиовизуальной технике, тепловым электростанциям.
Такие перечни приоритетных профессий, отмечает «Российская газета», используются при определении госзаказа для вузов и колледжей и установления различных мер социальной поддержки – повышенной стипендии или премии.
О развитии приоритетных профессий в вузе рассказала заместитель декана по науке и развитию приборостроительного факультета ЮУрГУ доктор педагогических наук, профессор Людмила Астахова: ««Мы живем в информационном веке. В нашей стране разработана стратегия развития информационного общества, а специалистов в этой области не хватает. Поэтому все, что связано с развитием информационных технологий – проблема информатизации, защиты информационных систем, защиты персональных данных – задача номер один в стране. Это политика государства, принятая для того, чтобы мы могли интегрироваться в мировой информационный процесс. А для этого требуется целая армия специалистов информационно-технического профиля. Поэтому обозначение данных приоритетных направлений в образовании совершенно логично и обосновано.
На нашем факультете работы по актуальным научно-техническим проблемам велись всегда, но сейчас мы делаем акцент на внедрение наших разработок в практику, активно привлекая при этом к работе студентов, магистров, аспирантов. За участие в этих работах они получают высокие стипендии, ездят на зарубежные научные конференции, публикуют свои работы в солидных зарубежных изданиях. Все это дает хорошие результаты: наших выпускников «разбирают» работодатели, когда они еще учатся на старших курсах».
Заведующая отделом по связям с общественностью Южно-Уральского государственного технического колледжа Олеся Руднева: «Все специальности, по которым мы готовим студентов, включают в себя информационные технологии, то есть приоритетные для развития экономики направления влияют на все наши курсы. Что касается конкретно нашего колледжа, самым популярным и приоритетным до сегодняшнего дня было строительно-монтажное направление. Строительная сфера перспективна – Челябинск активно застраивается, и спрос на строительные специальности по-прежнему растет. Но в этом году мы ожидаем всплеск интереса к ИТ-специальностям – прикладной информатике, программированию в компьютерных системах, информационным системам».
«Любое учебное заведение в деле реализации приоритетных направлений подготовки кадров для промышленности исходит из имеющихся у него возможностей материальной базы и кадрового резерва, – говорит директор Южно-Уральского многопрофильного колледжа Александр Большаков. – ЮУМК по целому ряду направлений подготовки рабочих кадров вышел на самые передовые рубежи, которыми обладают немногие высшие учебные заведения страны и колледжи за рубежом. В первую очередь, это подготовка специалистов для металлургического направления – гидравлика, пневматика и мехатроника как основа современного инновационного производства – на сегодняшний день готовится на самом высоком уровне только в нашем учебном заведении. Мы работаем в тесном контакте с ведущей германской компанией FESTO по совместным проектам подготовки специалистов для сузов страны. Именно переобучение на этом оборудовании позволяет готовить специалистов для приоритетных отраслей экономики. Мы закупили и применяем оборудование компании LUCAS NULLE для подготовки специалистов по электротехнике и электроприводам, которое имеют единицы учебных заведений в стране. Поэтому мы с уверенностью смотрим на решение поставленных руководством страны задач по подготовке высококвалифицированных специалистов для нашей экономики».