Муниципальные детские сады делятся на несколько видов: комбинированного вида, компенсирующего, художественно-эстетического направления развития, интеллектуального направления развития, есть центры развития ребенка, присмотра и оздоровления, два детских сада физического направления развития, общеразвивающего вида. В чем особенность и своеобразие каждого из видов детских садов? Есть ли между ними какие-то принципиальные отличия? И какой вид детского сада лучше всего выбирать родителям для своих детей?
Самые «продвинутые» муниципальные сады – центры развития ребенка. В таких детских садах, как правило, много кружков и дополнительных занятий – легоконструирование, плавание, конечно, музыка, рисование, физкультура. В таких садах требования к воспитателям выше, эти сады лучше финансируются, зарплаты воспитателей и помощников воспитателей выше, чем в других садиках. Соответственно, уровень и качество проведения занятий, отношение к детям гораздо лучше, чем в детских садах другой категории.
Если детский сад позиционирует себя как ДОУ художественно-эстетического развития, значит, это направление в нем преобладает. То же по интеллектуальному, спортивному и другим направлениями.
Детские сады компенсирующего вида – это сады для детей с ограничениями по здоровью – для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата, с тяжелыми нарушениями речи.
Самые распространенные – детские сады комбинированного вида – сады, в которых есть разные направления без преобладания какого-либо одного. В таких садах, как правило, мало дополнительных занятий, это сады без каких-либо особенностей.
Рассказывает мама пятилетней Таси Ольга Овсянникова: «Первый детский сад, в который мы попали, был новым – и в нем ничего не было кроме большого ковра и большого телевизора. Целыми днями дети смотрели мультики. Конечно же, мы решили переводить дочь в другой садик. Мы обратились в управление образования, заявив, что нас не устраивает наш детский сад, и нам дали целый список садов, куда можно перевести ребенка. Мы ездили по этим садам, смотрели территорию, общались с педагогами, с заведующими. Сейчас Тася ходит в детский сад – центр развития ребенка, и ей все очень нравится. У них очень хорошие педагоги – я видела неоднократно, как они общаются с детьми. В детском саду есть бассейн, хореография, детям делают массаж. В центрах развития ребенка, как правило, хорошие, сильные заведующие, которые добиваются присвоения садику категории (а это дополнительное финансирование со стороны государства), подбирают сильных, профессиональных педагогов. И необязательно такой садик будет дорогим. Мы доплачиваем за занятия, но немного. Единственный минус любого муниципального сада – большие группы (в нашей группе 26 детей). Поэтому мы очень рады, что Тасю переводят в логопедическую группу, в которой детей меньше».
Проблема всех этих детских садов – переполненность групп: даже в самом хорошем саду, центре развития ребенка, невозможно обеспечить индивидуальный подход (как справедливо замечает родительница), видеть личность каждого ребенка, когда детей 20-30 человек в группе. Еще одна частая проблема в муниципальных садах – воспитателям приходится работать на группе в одиночку, без нянь из-за того, что зарплаты у последних мизерные – девушки приходят с детские сады на должность няни, чтобы устроить ребенка, и спустя некоторое время уходят. Дети часто предоставлены самим себе, их развитием заниматься некому и некогда.
Поэтому так важно тщательно подходить к выбору детского сада для своего ребенка, будь то муниципальный или частный. Очень важна атмосфера в садике, очень важно отношение всего коллектива – и заведующей, воспитателей, и помощников воспитателей – к своей работе и к детям. Поскольку если общую атмосферу в детском саду можно обозначить словами «здесь никому ничего не нужно» – дети будут впитывать именно такое восприятие жизни. Если же девизом, пусть даже негласным, в детском саду будут слова «свобода ребенка, качественное развитие, физическое и психологическое здоровье ребенка» – тогда и дети из такого сада будут выходить с ощущением того, что «садик – это здорово, и что учиться, развиваться, узнавать новое – безумно интересно».