Начало осени и нового учебного года на Урале ознаменовалось не только первыми звонками и линейками, но и так называемым дневниковым скандалом. В Свердловской области родители обнаружили в некоторых школьных дневниках упоминание о Гитлере в качестве исторической справки и подали в суд на смоленскую полиграфию. Организованная прокуратурой проверка не нашла в действиях полиграфического комбината никаких нарушений закона. При этом дневники с куклами-монстрами, полуобнаженными девушками и агрессивными картинками остаются без внимания родителей и надзорных органов.
Прежде всего, дневники являются сезонным товаром и в начале сентября на них возникает огромный спрос. Спрос, в свою очередь, рождает предложение, поэтому на прилавках книжных магазинов и школьных базарах сейчас имеется огромный выбор самых разных дневников на любой, даже самый взыскательный вкус и различный достаток. А так как дневники, как правило, имеют одинаковый формат и обязательные элементы (разделение по дням недели, четвертям и так далее), то издательства соревнуются друг с другом преимущественно в оформлении обложек и дополнительном внутреннем наполнении дневников. Внутри можно обнаружить философские цитаты и афоризмы, пословицы и математические формулы, правила русского языка и биографии исторических личностей, а также многое другое, в зависимости от фантазии дизайнеров.
Внешний вид обложек тоже весьма разнообразный – от обычных тетрадок в мягком переплете на скобах, не менявшихся, кажется, со времен СССР, до настоящих шедевров полиграфического искусства, с твердой «книжной» обложкой, стразами, голографической печатью или флокированием, когда на обложку наносится ворсистое покрытие, делая рисунок объемным. Все эти изыски, естественно, прямо отражаются на цене дневника. Но действительно ли высокая цена в данном случае гарантирует отличное качество? Как разобраться потребителям в огромном ассортименте школьных дневников?
На данный момент в России нет закона федерального уровня, обязывающего учащегося вести школьный дневник. Это требование обычно закрепляют в местных нормативных актах тех или иных школ, в зависимости от организации образовательного процесса в каждом конкретном учебном заведении. Например, в некоторых школах проводятся оптовые закупки дневников «на всех». Плюсы этих закупок в том, что ребенку не будет обидно, что у кого-то дневник интереснее. Кроме того, в таких случаях обычно покупаются дневники неброской расцветки, не отвлекающие школьников от учебного процесса. Да и семейный бюджет такие закупки экономят. Иногда одинаковые дневники дарятся первоклашкам, как символ вступления в ученические ряды.
По словам сотрудницы одной известной сети книжных магазинов Челябинска, предпочтения в выборе дневника зависят от возраста школьника и его пола, цена имеет меньшее значение, так как дневник покупается на весь учебный год. Девочки в начальной школе предпочитают видеть на обложке диснеевских принцесс, персонажей известных мультфильмов (Winx, «Маша и медведь»), котят и даже кукол-монстров. Мальчики тоже выбирают мультяшных персонажей или супергероев. В средней школе у девочек пользуются спросом обложки с популярными актерами или артистами, мальчикам нравится современная техника и роботы. В старших классах на первый план выходит индивидуальность владельца дневника. Поэтому спросом пользуется оригинальный авторский дизайн обложек и нейтральная цветовая гамма.
Что касается справочного материала, представленного в дневниках в огромном количестве, мною были опрошены 38 школьников Челябинска в возрасте от 15 до 17 лет, как девушки, так и юноши. На вопрос, пользуются ли они «шпаргалками» в дневниках, больше половины молодых людей ответили, что не слишком обращают внимания на справочную информацию внутри дневника или читают ее от скуки. Большего внимания школьников удостоилась задняя обложка дневника и форзац, на котором зачастую печатают периодическую таблицу Менделеева или карту России.
Таким образом, выбор дневника, при всем разнообразии представленных моделей – не такое простое занятие, как кажется на первый взгляд, и чтобы избежать разочарования или неприятных сюрпризов, к нему необходимо подходить достаточно ответственно.
Если же централизованные закупки не проводятся, можно выбрать дневник самим. Для этого необходимо знать несколько простых правил:
обложка дневника должна быть по возможности твердой, чтобы препятствовать износу документа, так как дневник покупается на весь учебный год и должен долго сохранять опрятный вид;
не следует увлекаться чрезмерно яркими, вычурными обложками – это отвлекает детей от учебного процесса (особенно в младших классах) и мешает им сосредоточиться;
дневник не должен быть слишком тяжелым, чтобы вкупе с учебниками и тетрадями не перегружать ребенка;
сетка занятий внутри дневника должна быть крупной и четко пропечатаной, для удобного ведения записей;
при необходимости сетка занятий на день может включать в себя шесть и более ячеек, в зависимости от ежедневного количества занятий, на это нужно обратить внимание ученикам среднего и старшего звена школы.
и конечно, дневник должен нравиться школьнику!