В Пензе прошел форум Общероссийского народного фронта «Качественное образование во имя страны». Он был организован по поручению президента РФ Владимира Путина, лично посетившего мероприятие. Проблем для обсуждения было названо много, но участники форума пришли к выводу, что в первую очередь для качественного образования необходимы пауза в переиздании учебников и снижение нагрузки на учителей.
Впервые на одной площадке удалось собрать доверенных лиц президента, педагогов, чиновников и управленцев из образовательной сферы, экспертов и представителей родительской общественности со всей России – более 500 человек. На протяжении двух дней в пензенской библиотеке им. М. Ю. Лермонтова проходили круглые столы, мастер-классы, работали дискуссионные площадки и экспозиции, представленные регионами России.
«На дискуссионных площадках были очень жаркие споры по поводу единой системы оплаты труда педагогов, новой методики нормативно-подушевой оплаты, развития инженерно-технического образования. Но сошлись мы в одном: все хотят, чтобы было качественное образование в нашей стране», – отметила директор челябинского лицея №11 Елена Киприянова.
На форуме было организовано пять тематических площадок: «Миссия и статус педагога», «Ценности национального образования», «Доступное образование для всех», «Качество образования в России: традиции и развитие», «Новая повестка развития экономики: требования к образованию».
«Работа у нас началась еще в поезде. Нас поделили на группы не по делегациям, а по алфавиту, поэтому по дороге в Пензу мы дискутировали и знакомились с новыми интересными людьми», – рассказал член регионального штаба ОНФ, председатель правления общества «Знание» Владимир Лушников.
По словам члена регионального штаба ОНФ Игоря Белехова, работа на круглом столе «Государственно-общественное управление образованием: зоны влияния и ответственности» позволила не только обозначить проблемы в работе общественных советов образовательных организаций, но и донести до представителей министерств и ведомств пути и способы решения этих проблем. «Ни для кого не секрет, что в настоящее время общественные советы в школах и вузах не решают поставленных перед ними задач, а только создают видимость общественного самоуправления. В то же время придание таким советам статуса легитимности, определение зон компетентности, выработка критериев эффективности и открытости даст им возможность достижения конечной цели – деятельности на благо участников этого процесса: учащихся, родителей и педагогов», – отметил Игорь Белехов.
В рамках мероприятия прошли обсуждения насущных проблем российского образования: оплаты труда педагогов, обучения детей-инвалидов, инновационных технологий в образовании, бюрократизации системы и других. «Речь шла также о контроле качества образования, о едином государственном экзамене. Россия все-таки приняла ЕГЭ, и это теперь главный инструмент выявления знаний. ЕГЭ убрал коррупцию, сделал доступным образование для детей из сельских школ. А сейчас нужно расширять формы контроля на выходе из школы. Например, к баллам по единому государственному экзамену добавлять по десять за портфолио, сочинение», – высказала свою точку зрения сопредседатель регионального штаба ОНФ, кандидат педагогических наук, член областного совета движения «За возрождение Урала» Наталья Кустова.
Также, по словам Натальи Кустовой, особое внимание на форуме было уделено Болонской системе образования в России: «Полный переход на нее у нас еще не принят, а те, кто уже прошли бакалавриат, отмечают, что при такой системе мало практики и это заставляет задуматься о возвращении специалитета в вузы».
Участникам форума представилась возможность напрямую пообщаться с президентом и высказать ему свое предложение. По словам челябинских делегатов, наша область в системе образования имеет достаточно высокий статус авторитет и большинство предложений были поддержаны Владимиром Путиным. Например, такие как формирование единого образовательного пространства в рамках страны, дальнейшее повышение заработной платы учителям, организация целенаправленной подготовки школьников – участников сборных России в предметных олимпиадах, снижение бюрократической нагрузки на учителей – сокращение документооборота в учебных заведениях, пауза в переизданиях учебников, восстановление специалитета по инженерным и педагогическим направлениях подготовки.