«ГДЗ – готовые домашние задания – прекрасный вариант сэкономить массу времени и сил. Зачем тратить такое драгоценное время на лишнюю работу, отвлекаться от более интересных дел, ограничивать личное пространство и не давать развиваться своей личности? Просто спиши прекрасно и грамотно выполненные домашние задания» – эти слова красуются на форзаце одного из решебников. Но у школьников, родителей и учителей весьма разное мнение по поводу этого «прекрасного варианта экономии времени».
Существует распространенное мнение, что решебниками пользуются только ленивые «двоечники», которые, не вникая в тему, списывают правильные ответы. «Использование ГДЗ негативно сказывается на мыслительном процессе ребенка, а, следовательно, и на успеваемости. Он просто перестает думать сам! Дочь учится в пятом классе, я никогда не покупала ей решебник. Когда что-то непонятно, я лучше сама помогу и все объясню» – считает Ирина Мазепова. Многие согласятся, что родители могут сами выступать в качестве «решебника» для своего ребенка, но это всего лишь до среднего звена школы. Что делать потом, в старших классах, когда задачку по математике не может решить сам учитель?
Педагоги не видят ничего плохого в том, что книга ГДЗ будет использоваться школьником, но, конечно же, в меру. «Лично я не вижу ничего плохого в том, что ученики будут использовать решебники в своей практике при подготовке домашних заданий, хотя многие мои коллеги не согласятся со мной, – отмечает учитель физики Александр Шакуров. – Но, решебник и есть решебник: одно дело, когда он используется вдумчиво. Решение примеров, уравнений, задач с подробным разбором методики – это только плюс. Но если цель только одна, списать решение без вдумчивой разборки, то кроме вреда такая практика ничего принести не может. Калькулятор ведь тоже может принести как пользу, так и вред. Весь вопрос в том, когда и как его использовать».
Изначально учебники ГДЗ создавались не с целью разболтать школьников и отнять у них право размышлять над заданием, а как пособие для самостоятельной проверки знаний. В решебниках обычно даются короткие ответы – это, по замыслу создателей, должно побуждать учеников к самостоятельному поиску решения, направлять их в нужное русло при затруднении с выполнением задания. Некоторые, в основном молодые учителя, учат правильно использовать подсказки из решебников, и предлагают приносить ученикам ГДЗ на уроки, чтобы вместе разбирать решение задач.
«Нам с детства помогают родители в выполнении домашнего задания, и никто не против этого. Потом сами же учителя говорят: «пишите шпаргалки, только не пользуйтесь ими, будете писать – лучше запомните», и на контрольных некоторые разрешают подглядывать в тетрадь. Так почему ГДЗ использовать нельзя? Это ведь те же самые подсказки, только из специальной книги» – считает девятиклассник Денис Козлов.
Вывод можно сделать один: использование ГДЗ никак не отразится на знаниях школьника, если эти знания уже присутствуют в голове. Только те, кто хочет получить дополнительные знания, смогут использовать книгу готовых домашних заданий правильно. Решить задачу, а потом посмотреть ответ, или же, если задание трудное, вдумчиво разобраться и понять смысл решения – вот идеальное использование решебника.