Более 10% ребят абсолютно не справились с заданиями ЕГЭ по математике базового уровня. Таковы результаты апробационного экзамена, который школьники писали осенью. Рособрнадзор уже заявил о необходимости введения неотложного корректирующего математического курса.
В 2015 году школьникам предстоит решить, какой ЕГЭ по математике они будут сдавать – базовый или профильный. Первый необходим для получения аттестата, а второй – для поступления в технические вузы. Пока школьникам разрешается попробовать свои силы и сдать два уровня. Правда, пересдача разрешается только базового экзамена. Но и с ним прогнозы неутешительные.
«Порядка 30% ребят, как оказалось, фактически не готовы к текущему освоению программы 11 класса. То есть им нужно экстренно заниматься по другой программе, чтобы сдать экзамен в конце года», – сказал директор Центра непрерывного математического образования, один из разработчиков двухуровнего ЕГЭ по математике Иван Ященко на всероссийской конференции, посвященной повышению качества математического образования.
Он добавил, что в соответствии с законом «Об образовании в РФ» образовательную программу по каждому предмету разрабатывает сама школа. «Это ответственность школы, поэтому формально есть все возможности, чтобы с этими ребятами заниматься и повторять материал вплоть до 5-6 класса», – сказал Ященко.
По его словам, «группа риска очень высока». «Да, мы можем сказать, что в 60-х годах прошлого столетия только половина ребят шла в 10-11 классы, поэтому возможно это и не такой плохой процент. Однако это означает то, что если эти ребята так учатся в старших классах, надо серьезно задуматься, чем мы с ними занимаемся на уроках математики», – заключил Ященко.
В Рособрнадзоре отмечают, что итоги национального математического исследования говорят о сильной дифференциации уровня знаний школьников в различных регионах России. «Есть регионы, показавшие высокие результаты, есть регионы, на которые понадобится в дальнейшем обратить особое внимание», – сказал глава ведомства Сергей Кравцов.
Он добавил, что сейчас Рособрнадзор изучает методы работы педагогов в тех субъектах РФ, где, согласно исследованию, развиты сильные практики преподавания. «Будем их распространять и на другие регионы», – отметил глава ведомства.
«В целом результаты неплохие, особенно в 5 и 6 классах, немножко есть ухудшения к 7 классу», – отметил Кравцов.
Итоги исследования говорят о том, что уровень подготовки существенной доли учащихся 7 классов – от 20 до 50% в зависимости от региона – недостаточен для успешного продолжения образования по математике и естественнонаучным предметам. «Эти ученики имеют высокий риск неуспешности на экзаменах за курс основной школы и за курс полной средней школы», – отмечается в документе. По мнению экспертов Рособрнадзора, существенная часть уроков, проводимых по традиционной программе, будет неэффективной для таких ребят без неотложной ликвидации пробелов в их знаниях.
Исследование также установило, что имеется четко выраженная тенденция ухудшения математической подготовки от 5 к 7 классам, в первую очередь в снижении уровня подготовки тех ребят, которым была выставлена за прошлый год «тройка».
В ведомстве полагают, что проблемы математической подготовки слабых учеников 5-7 классов могут быть решены при помощи неотложного корректирующего курса математики сроком 1-1,5 года.
«Такой курс позволит преодолеть комплекс неуспешности и обеспечить эффективное дальнейшее освоение предмета», – считают специалисты Рособрнадзора.
*В апробации экзаменационных материалов участвовали 300 тысяч учащихся 16 162 образовательных организаций из 85 субъектов РФ и г. Байконур.