В стране должна быть развита система поддержки одаренных детей, абитуриентов, поступающих на технические вузы, специалистов работающих по профессии. Об этом заявил президент России в своем послании Федеральному Собранию.
В этом году в послании к Федеральному Собранию Владимир Путин большой блок посвятил теме образования. Глава государства еще раз подчеркнул одно из главных преимуществ ЕГЭ – равные возможности для поступления в вузы детям из крупных городов и маленьких сел. «Талантливые дети – это достояние нации, и мы должны предусмотреть дополнительные возможности поддержки для тех, кто уже в школе проявил склонность к техническому и гуманитарному творчеству, к изобретательству, добился успеха в национальных и международных интеллектуальных и профессиональных состязаниях, имеет патенты и публикации в научных журналах, а у нас таких детей немало», – отметил Владимир Путин.
Он предложил выплачивать одаренным детям, поступившим в вуз, по 5000 президентских грантов. Размер гранта составит 20 тысяч рублей ежемесячно на весь период обучения в высшем учебном заведении. «Естественно, нужно предусмотреть и некоторые условия. Во-первых, студент должен взять на себя обязательство работать определенное время в России по аналогии с программами целевой подготовки. И во-вторых, ежегодно в течение всей учёбы подтверждать право на получение гранта результатами своей успеваемости и личными достижениями», – пояснил глава государства.
Президент также попросил глав регионов предложить финансовые и организационные механизмы решения вопроса поддержки талантливых детей, чтобы они могли получать дополнительное образование на базе школы, или в творческом центре, или в негосударственной образовательной организации.
Владимир Путин также отметил важность введения экзаменационного сочинения в школе. По его словам, это еще один шаг к более объективной оценке знаний, кругозора, общей культуры подрастающего поколения, а также качества работы преподавателей, учителей. Он попросил Министерство образования и науки совместно с профессиональным сообществом проанализировать итоги сочинений и результаты ЕГЭ, предложить решения по повышению ответственности учителя за качество своей работы, мотивации детей осваивать новые знания.
Президент также обозначил еще один острый вопрос – переполненность школ и классов. «Соответствующие расчёты сделаны: нам необходимо дополнительно создать 4,5 миллиона учебных мест. Из чего складывается эта цифра? Сегодня около двух миллионов школьников учатся во вторую смену. Есть школы и с третьей сменой. А в ближайшие годы за счёт повышения рождаемости, число школьников с учетом этого фактора возрастёт ещё на 2,5 миллиона человек», – привел прогнозные данные глава государства. Он также поручил правительству совместно с регионами представить комплексный подход к решению задач по созданию нормальных условий для обучения.
В своем обращении Владимир Путин коснулся и темы высшего образования. По его мнению, уже пришла пора реализовать национальную технологическую инициативу. «Нужно объединить усилия проектных, творческих команд и динамично развивающихся компаний, которые готовы впитывать передовые разработки, подключить ведущие университеты, исследовательские центры, Российскую академию наук, крупные деловые объединения страны. И конечно, пригласить наших соотечественников, которые трудятся за рубежом в науке и в высокотехнологичных отраслях, но, разумеется, тех из них, кто действительно может что-то дать», – поставил задачу президент.
Он также отметил, что многие инженеры давно оторвались от реальной производственной базы, от передовых исследований и разработок в своих областях. «Пора перестать гнаться за количеством и сосредоточиться на качестве подготовки кадров, организовать подготовку инженеров в сильных вузах, имеющих прочные связи с промышленностью, и лучше, конечно, в своих регионах», – подчеркнул Путин.
Президент не мог обойти вниманием и подготовку рабочих кадров. «К 2020 году как минимум в половине колледжей России подготовка по 50 наиболее востребованным и перспективным рабочим профессиям должна вестись в соответствии с лучшими мировыми стандартами и передовыми технологиями», – поставил задачу президент. – Важным показателем эффективности изменений в профессиональном образовании должны стать результаты конкурсов по рабочим и инженерным профессиям».
Глава государства привел в пример результаты соревнований: «Вы знаете, что мы сейчас принимаем участие в различных международных соревнованиях по рабочим профессиям. Сейчас у меня этих данных нет, на память их воспроизведу, они очень интересные. Было создано три команды с ведущих предприятий, потом студенты и совсем школьники от 14 до 17 лет. Они выполняли разные задачи, однотипные. Наиболее сложные задачи с наибольшим эффектом решили школьники от 14 до 17 лет. Это касалось и космической отрасли, где они формировали космические аппараты. Это касалось и чисто рабочих направлений деятельности, хотя и это высококвалифицированные рабочие делали. Они обогнали не только специалистов с ведущих наших предприятий, но и студентов из ведущих вузов, причём обогнали по количеству баллов в разы. Это о чём говорит? Это говорит о том, что, во-первых, у нас есть хорошие заделы, есть молодые люди очень талантливые и перспективные. Но это говорит также и о том, что нам нужно многое сделать по изменению системы подготовки рабочих кадров».
Особое внимание в послании было уделено обучению людей с ограниченными возможностями. «В государственные программы должны быть включены меры по профессиональному обучению и трудоустройству инвалидов, по формированию безбарьерной среды во всех сферах жизни, а что касается программы «Доступная среда», предлагаю продлить её до 2020 года. Нам также надо создать современную отечественную отрасль производства товаров для инвалидов, в том числе средств реабилитации», – дал задание президент.
После обращения Владимира Путина к Федеральному Собранию, главы регионов уже дали несколько поручений своим подчиненным. Это дает надежду педагогам, родителям, школьникам и студентам на то, что в 2015 году в системе образования произойдут положительные изменения.