26 российских вузов вошли в рейтинг университетов QS: Развивающаяся Европа и Центральная Азия. Из уральских высших учебных заведений в список попал только УрФУ.
Компания QS Quacquarelli Symonds, вот уже более десяти лет издающая рейтинг университетов QS World University Rankings, представила в Будапеште первый рейтинг нового охвата «QS University Rankings: Развивающаяся Европа и Центральная Азия 2014/15».
По словам руководителя исследовательского департамента QS Бена Саутера, университеты Восточной Европы и Центральной Азии начинают вносить свою все более значимую лепту в международное высшее образование.
«Сегодня они не просто конкурируют на национальном или региональном уровне, а выходят на международную арену, стимулируя инновации и продвигая свои сильные стороны как никогда раньше. Как следствие, они становятся все более привлекательными для студентов», – отметил Бен Саутер.
В ходе составления пилотной версии первой сотни компанией QS Quacquarelli Symonds было исследовано 368 университетов, 255 из которых никогда раньше не попадали в эти рейтинги.
Новый рейтинг университетов стран Развивающейся Европы и Центральной Азии охватывает 30 стран: Албания, Армения, Азербайджан, Беларусь, Босния и Герцеговина, Болгария, Хорватия, Чешская Республика, Эстония, Венгрия, Грузия, Казахстан, Косово, Кыргызская Республика, Латвия, Литва, Македония, Молдова, Черногория, Польша, Румыния, Россия, Сербия, Словакия, Словения, Таджикистан, Туркменистан, Турция, Узбекистан, Украина.
Как сообщает министерство образования и науки РФ, первое место занял Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова, Новосибирский государственный университет разделил второе место с пражским Карловым университетом, Санкт-Петербургский государственный университет оказался на седьмом месте. Всего же в рейтинг вошло 26 российских вузов.
Следующие две страны с наибольшим количеством университетов, попавших в рейтинг – Турция и Чехия, за ними Польша, Казахстан, Венгрия и Украина.
Методология, используемая для ранжирования университетов, была составлена при консультации с Глобальным академическим советом экспертов QS, а также при содействии местных экспертов. В критерии входят академическая репутация, репутация среди работодателей, соотношение числа студентов к числу сотрудников профессорско-преподавательского состава (ППС), доля международных сотрудников, доля иностранных студентов, доля сотрудников с ученой степенью, эффективность интернет-ресурсов, количество опубликованных статей, приходящихся на одного сотрудника профессорско-преподавательского состава (ППС), количество цитат, приходящихся на одну опубликованную статью.
Ведущие университеты в рейтинге EECA показывают хорошие результаты в Webometrics, который измеряет эффективность интернет-ресурсов, поддерживая инициативы с открытым доступом для повышения передачи научного и культурного знания, полученные в университетах для всего общества. Среди топ-100 лидерами этого показателя являются Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова, Карлов университет (Чехия), Стамбульский университет, Университет имени Масарика (Чехия) и Университет Тарту (Эстония).
Три из топ-5 университетов по показателю количества опубликованных статей, приходящихся на одного сотрудника ППС (один из критериев, используемых для измерения производительности исследований университетов на основе библиометрического данных Scopus / Elsevier) – турецкие: Босфорский университет, Университет Сабанчи и Ближневосточный технический университет.
Лидерами по репутации среди работодателей являются Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова, Чешский технический университет в Праге, Московский государственный технический университет, Варшавский университет и Ближневосточный технический университет (Турция).
Лучшие пять университетов по доле иностранных студентов – Университет Семмельвейс в Венгрии – медицинский университет, не фигурирующий в общем рейтинге, так как только учреждения, действующие как минимум в двух научных областях квалифицируются на включение, Российский университет дружбы народов, Российско-Армянский (Славянский) государственный университет (Армения), Университет имени Каразина (Украина) и Томский государственный университет систем управления и радиоэлектроники (Россия).
Показатель соотношения числа студентов к числу сотрудников ППС, индикатор, используемый для измерения ресурсов, выделяемых на обучение, также преобладают в русскоязычных странах. Турция, Венгрия и Чешская Республика, бесспорно, лидируют в производительности исследований, а также по количеству цитат, приходящихся на одну опубликованную статью.
Однако есть еще показатели, которые следует подтянуть, например интернационализация и публикация исследований на английском языке в академических журналах. Многие университеты в регионе имеют свои официальные веб-сайты, доступные только на родном языке.