Большинство россиян поддерживают изменения, которые вносит Рособрнадзор в систему единого государственного экзамена. Об этом говорят данные опросов, проведенных Всероссийским центром изучения общественного мнения.
В целом, среди опрошенных жителей страны преобладают представления о позитивных последствиях нововведений в процесс сдачи ЕГЭ – 70% выражают уверенность, что повысится объективность оценок, 64% – качество школьного образования, 56% – доступность высшего образования.
Около 80% учителей и преподавателей вузов считают, что предложенные Рособонадзором изменения в ЕГЭ носят преимущественно позитивный характер. Поддержка со стороны студентов и родителей выпускников отличается в зависимости от характера инициативы – «разрешительные» новации, такие как разделение экзамена по математике по уровню сложности, возможность сдать ЕГЭ сразу после изучения предмета из школьного курса, круглогодичная пересдача, поддерживают почти 90%. Другие предложения, например, сдача устной части ЕГЭ по иностранным языкам, сокращение вопросов с готовыми вариантами ответа, поддерживают около 40%.
По мнению авторов исследования, сегодня практически все россияне имеют представление о едином государственном экзамене: 49% оценивают свою информированность как высокую, 47% знают в общих чертах. Практически 100% респондентов в возрасте 18-24 лет знают об экзамена, также более 90% участников опроса, имеющих детей до 18 лет или студентов вузов, ссузов, знакомы с ЕГЭ.
Единый госэкзамен воспринимается участниками исследования как привычный механизм перехода из школы в вуз. При этом респонденты полагают, что следует уделить внимание единым стандартам, программам, учебникам – в целом равным условиям для всех сдающих ЕГЭ. Кроме этого, нужно продолжать увеличивать прозрачность процедуры и в целом стремиться к стабильности системы и соответствию школьных знаний требованиям экзамена.
«Да, ЕГЭ снизил количество взяток в школах и вузах – это его основной плюс. Я, например, даже не предполагаю, куда сейчас нужно обращаться, чтобы посодействовать успешной сдаче экзаменов у сына. Сразу ему сказала, что полагаться он должен только на себя и свои знания», – говорит мама одиннадцатиклассника.
«К ЕГЭ мы уже привыкли, но в старших классах вся работа учителя сводится только к тому, чтобы натаскать учеников на ЕГЭ. Ведь нас оценивают по тому, какие результаты показали ученики. И не важно, сколько усилий мы вложили в то, чтобы каждый конкретный ребенок добился своего личного прогресса», – признается учитель русского языка.
Результатам ЕГЭ как способу поступления в вуз все участники опроса отвели важное место. На первое место его ставили 52% преподавателей вузов, 66% студентов и 58% родители выпускников. А в представлении 46% учителей, участвовавших в исследовании, результаты ЕГЭ уступают по важности умениям самого выпускника применить свои знания, навыки.
По мнению 64% преподавателей вузов и 60% учителей, внедрение ЕГЭ облегчило поступление в вузы.