Число выпускных экзаменов для девятиклассников к 2020 году предлагается довести до шести. Их результат будет влиять на оценки в аттестате. О такой инициативе заявила первый замглавы Минобрнауки Наталья Третьяк.
Сейчас выпускники девятых классов сдают два обязательных экзамена – русский язык и математику. Именно их результаты влияют на получение аттестата. Школьники также могли выбрать два дополнительных экзамена, чтобы поступить в определенное учебное заведение и на конкретную специальность. Эта схема привела к тому, что желающих сдавать экзамены дополнительно стало меньше. Ведь колледжи и техникумы и так принимают всех желающих или устраивают конкурс аттестатов.
Так, по данным Рособрнадзора, количество участников экзамена по обществознанию сократилось с 41% в 2013 году до 9% в 2014 году, по биологии – с 21,5% до 3,5%, по физике – с 12,8% до 4,1%.
«Мы предполагаем, что с 2016 года целесообразно ввести помимо двух обязательных учебных предметов еще два… В последующем мы предполагаем с шагом в два года добавлять по одному обязательному учебному предмету. С 2018 года предполагается добавить еще один, и еще один – с 2020 года. Таким образом, у нас будет два обязательных экзамена, математика и русский язык, и четыре предмета, которые сдаются по выбору из того списка предметов, которые изучаются в общеобразовательной школе», – рассказала Наталья Третьяк.
На днях министр образования и науки России Дмитрий Ливанов высказался за шесть выпускных экзаменов, при этом, по его мнению, к обязательным математике и русскому языку нужно добавить иностранный язык. «Мне кажется, что поскольку экзамен по английскому будет для нас обязательным к 2020 году, нужно сделать обязательным иностранный язык. Насчет остальных трех нужно подумать, может, это будет по выбору», – передает слова Дмитрия Ливанова «Интерфакс».
Руководители ссузов тоже положительно оценивают инициативу. Директор Южно-Уральского многопрофильного колледжа Александр Большаков считает, что главное при проверке знаний школьников – объективность. «Здесь есть ряд нюансов. Например, для поступления на гуманитарные дисциплины достаточно сдать два обязательных экзамена, а на технически– желательно показать знания физики, информатики. На юридическое направление конкурс у нас достигает до шести человек на место, а средний балл аттестатов составляет 4,64, – рассказывает Александр Большаков. – Но главное, чтобы оценки в аттестатах соответствовали уровню знаний, а не так, что добрый учитель всем пятерок наставил. В этом плане результаты экзаменов позволяют более объективно оценить качество знаний, тем более сейчас во время ГИА устанавливается видеонаблюдение, что исключает возможность списывания, получения подсказок».
Наталья Третьяк уточнила, что в 2016 году планируется сохранить существующий порядок, при котором результаты государственной итоговой аттестации девятиклассников не учитываются в аттестате об образовании, но «предполагается, что с 2017 года результаты экзамена тоже будут влиять на итоговую оценку в школьном аттестате». Также в 2016 году предполагается сохранить для регионов возможность самим устанавливать минимальный порог для прохождения экзамена, тогда как «в 2017 году уже предполагается предоставить РФ право установления шкалирования на федеральном уровне». Третьяк сообщила, что для этого потребуются изменения в законе, но такая мера является необходимым условием для повышения прозрачности и объективности итоговой аттестации и для обеспечения единства образовательного пространства.
Она добавила, что все эти изменения будут вводиться только после предварительного широкого общественного обсуждения. В 2015 году, по словам Третьяк, никаких содержательных изменений в процедуре проведения итоговой аттестации девятиклассников вводиться не будет.