Автор детективов Ирина Павская живет в Челябинске. По профессии она журналист, но в силу жизненных обстоятельств трудиться по специальности ей практически не довелось. Муж – военный, приходилось сопровождать его по жизни, а работой довольствоваться – той, что есть. Но, конечно, её творческий потенциал при этом никуда не исчез. Постепенно он излился в книги. Ирина – автор семи увлекательных детективов, увидевших свет в столичном издательстве «Эксмо». Сегодня мы подробнее познакомим читателей с писательницей Павской и приоткроем секреты её творческой кухни.
Свой мир
– Как у вас возникают сюжеты?
– По-разному. Иногда какой-то случай наталкивает на развитие сюжета. Или воспоминания, наблюдения дают почву для раздумий и подталкивают фантазию. А иногда – собственные мечты. Я всегда любила что-то придумывать.
– Наверное, нужно быть хорошим психологом, разбираться во взаимоотношениях людей, чтобы описывать ситуации достоверно? И надо хорошо знать ту среду, о которой пишешь…
– Надо иметь жизненный опыт. И непременно ставить себя на место своих героев, даже отрицательных. Каждый писатель по сути дела рисует бесконечную историю своей жизни. В том смысле, что в каждом герое есть его собственная частичка.
Хотя однозначно не могу ответить, похож ли кто-то из моих героев на меня. Не думаю. Просто все мысли, все рассуждения идут изнутри. Из моей памяти. Что-то мелькнуло, отложилось, потом всплыло кстати. Есть один маленький казус. Мы все внутри себя не такие, какими нас видят окружающие. Возможно, я наделяю своих героинь (а у меня по большей части всё же героини) теми чертами, которые спрятаны во мне, но не видны другим. Или я их просто умело эти черты маскирую, не показываю. Но серьёзно подходить к этим выдумкам всё же не могу. У меня есть один детектив – «Микстура от звёздной болезни». Там главная героиня – начинающая писательница; работает в жанре эротического романа. Она немного смешная, нелепая, неудачливая. Но порядочная и добрая. В некотором смысле это легкая пародия на себя.
– Каким трудом вам давались книги?
– Детективы – чтение для отвлечения, развлечения, удовольствия… Впрочем, вся литература должна быть для удовольствия! А иначе никто читать не станет. И поразмышлять тоже можно в принципе над любой литературой. Детективы не так просты, как кажется. Они «проводят» идеи, свойственные всей литературе: что зло должно быть наказано, что добро побеждает… При этом качество детектива должно быть на уровне.
Как мне книги давались… Однозначно ответить нельзя. Это зависело от вдохновения в тот или иной момент. Как при любой работе, иногда приходилось заставлять себя.
– Вы серьёзно работали над текстами, стилем? Сколько времени тратили на написание одной книги?
– Несмотря на «лёгкость» жанра, я старалась делать книги удобочитаемыми. Надо уважать тех, для кого пишешь. Меня всегда раздражал небрежный стиль, филологическая неопрятность, если так можно сказать. На каждую книгу уходило в среднем по полгода. Быстрее никак! Не представляю, как можно «клепать» произведения по одному в месяц. Это просто какой-то трюк или обман. Опытом проверено!
Мои книги выходили в серии «Иронический детектив». Но, оговорюсь сразу, специально я не старалась сделать свои детективы ироническими. Вышло само собой. Это просто стиль моего мышления, моей жизни. Когда воспринимаешь событие сквозь призму юмора, видишь в нём смешную сторону, не так тяжело жить. Кстати, несколько моих книг потом было потом переиздано – в серии «Детективные любовные истории». Ирония и любовь всегда были моими сильными сторонами.
Вечная проблема
– Некоторые начинающие авторы, знаю, опасаются размещать свои творения в Интернете – вдруг похитят… Подскажите им: с чего начинать? Куда рукопись отсылать?
– Рукопись своей первой книги «Джоконда» Мценского уезда» я отослала бандеролью по почте – в адрес столичного издательства «Эксмо». Ответа ждала год. Думала: раз не реагируют, значит не понравилось? Потом подруга, которая помогала печатать текст, взяла и отдала рукопись в газету «Вечерний Челябинск». Там её взяли. И начали публиковать детектив из номера в номер. Этот неожиданный успех придал мне смелости, Написала снова в «Эксмо», поскольку были сомнения: вдруг рукопись потерялась по дороге. Так и оказалось. Отправила текст снова, вскоре получила подтверждение. С тех пор с недоверием отношусь к нашей почте.
Потом всё же решила узнать наверняка. Собралась с духом и позвонила в издательство. Выяснилось, что рукопись они вообще не получали! Возможно, потерялась в дороге. Я выслала ещё один экземпляр того же произведения. Его прочитали, меня проинформировали: будем печатать. Кстати, сюжет этой книги реален. Несколько лет в Челябинской областной картинной галерее случилась кража дорогой картины XIX века. У меня там работает подруга. Как-то в разговоре она упомянула: есть версия, что картину украли заранее. А потом произошла имитация преступления: воры разбили витрину и прочее. Ещё существовало стойкое подозрение, что это сделали свои. Те, кто вхож в галерею, прекрасно знают её ходы-выходы и то, какие произведения искусства там хранятся, где расположены… Меня это зацепило, показалось интересным. Всё остальное домыслила сама. Так и появился первый детектив.
– Вам нравится строить свой мир, управлять персонажами? Насколько это удаётся?
– Персонажами, пусть даже выдуманными, управлять так интересно! Иногда, правда, они выходят из-под контроля, поступают не так, как хотелось вначале. К слову, Пушкина в свое время спрашивали, почему он Татьяну Ларину выдал замуж за старика, на что поэт отвечал, дескать, и сам не ожидал, что она такую штуку устроит…
Но вернёмся к вопросу о начинающих… Им надо быть активнее, настойчивее. Интересоваться судьбой своего творения. Если, конечно, текст хороший, достойный… Хотя графоманов знают, как «отсеивать» в редакциях. Вот они, кстати, не церемонятся обычно: если что-то написали «шедевральное», с их точки зрения выносят издателям мозг. Адреса известных и не очень издательств сейчас без труда можно найти в Интернете. Да и отослать – не проблема. По электронной почте, как правило.
По поводу интеллектуального воровства... Вопрос, конечно, интересный. Думаю, тут никто не даст гарантий. На свой страх и риск приходится свои тексты отсылать. А что делать? Это проблема вечная, как мир.
– Есть авторы (детективов, в частности), которые пишут только ночью... Или, наоборот, существуют авторы, которые боятся писать ночью... А у вас как проходит этот процесс? Ночью вы писали или днём? Были ли какие-то свои ритуалы для того, чтобы настроиться на нужную волну?
– Я писала днём, безо всяких особых ритуалов. Просто садилась и извлекала из своей головы, сердца, души, из своих познаний и логики какие-то сюжеты.
Авторы поумнели
– Вы читаете книги коллег-детективщиков? Кого из них выделяете?
– Одно время довольно много читала, был профессиональный интерес. Сейчас – меньше. К сожалению, многие успешные и разрекламированные авторы, которые начинали с приятных, интересных, тщательно сделанных книг, постепенно начинают халтурить. Погоня за гонорарами, тиражами, популярностью, скорость, скорость... Тут не до качества, выжить бы. Как и в любом виде человеческой деятельности. Там, где начинается вал, заканчивается индивидуальное мастерство.
– Знаю, раньше авторов в известных издательствах заставляли брать псевдонимы. Издатели таким образом шли на хитрость. Если у автора возникнут какие-то материальные претензии, ему будет трудно доказать, что это именно он написал…
– Было такое. Раньше это широко практиковалось. Но тут много деталей и тонкостей…Долго разжевывать. Сейчас авторы стали умнее и на такие приёмы не идут. Если автор не хочет, никто не может его заставить писать под псевдонимом. Мне как-то предложили переиздаться под псевдонимом. Без изменения договора и без дополнительной оплаты. Наверное, хотели представить читателям как нового автора. Такая маленькая уловка со стороны издательства. Но я сказала, что в этом случае издательство должно заключить со мной новый договор и платить деньги. Тогда оставили мою фамилию. Как говорится, всё, что у меня осталось, это моё честное имя. Хоть и без дополнительного гонорара. Но стоит ли так подробно об этом рассказывать читателям? Издательская кухня постоянно меняется, совершенствуется… И почти всегда не в пользу авторов. Сейчас тем более издательское дело переживает кризис в связи с электронными средствами опубликования и чтения.
– Вам предлагали экранизацию? И по какому своему произведению вы бы хотели увидеть фильм?
– Увы, экранизацию не предлагали. Надо, чтоб люди, занимающиеся кино, обратили внимание на книгу. Обычно это происходит в отношении раскрученных авторов. Если автор менее известен, это сложно. Потом, это дело случая, везения. Да, у меня есть одна книга, которая, думаю, могла бы стать неплохим фильмом из серии тех, что показывают под Новый год. Называется «Наколдуй мне любовь». Там есть для этого всё: криминал, любовь, романтика, путешествие во времени, тайна, мистика... Все события происходят как раз в конце года. Те, кто читал (особенно молодые читательницы), говорили: словно фильм посмотрели. Следовательно, повесть вполне кинематографична.
– Вы писали в других жанрах? И что?
– Я пишу иногда, под настроение, стихи. Они даже выходили в печати, тоже иногда. Но проза мне нравится больше! А может быть, просто всё дело в том, что хорошие стихи написать труднее, чем хорошую прозу?
– Много ли вы читаете книг других авторов (и каких)? Какие произведения порекомендовали бы нашим читателям?
– Классики я в своё время перечитала много, всё же гуманитарное образование… Но иногда по старой памяти вновь к ней возвращаюсь... Однако и с новинками литературы стараюсь знакомиться, с теми авторами, имена которых сейчас на слуху. Что-то нравится, что-то спорно. Очень интересы Пелевин, Довлатов, Рубина. А посоветовать могу только одно – читайте!
Промежуточный механизм
– Традиционный вопрос: ваши творческие планы?
– Они грандиозны! Собираюсь с радостью и наслаждением прожить остаток жизни. (Улыбается.) Что касается литературы, тут пока что тайм-аут. Издательское дело нынче – это бизнес, заточенный, как водится, на максимальное получение прибыли всеми возможными способами. Интересы авторов не слишком при этом учитываются.
Авторы – только промежуточный механизм между прибылью и издателями. Поэтому авторам диктуется воля издателей. Не станешь выполнять, начнёшь настаивать на каких-то своих индивидуальных представлениях, с тобой распрощаются и быстро найдут замену. С авторами считаются лишь тогда, когда имя раскрученное и приносит много денег.
Если новый автор интересен, то его работу покупают на корню за совсем небольшие деньги. Сделать это несложно, поскольку каждый начинающий литератор мечтает опубликоваться и бесконечно рад уже самому факту публикации. Книгу обычно «прицепляют» к какой-либо серии, так продаётся лучше. Но если серия закрывается – то и автору надо менять тему.
Со мной случилось именно так. Пока писала новые детективы, серию закрыли. Готовые книги похвалили, но предложили переделать их уже для другой серии. Пока переделывала – и ту, другую, закрыли. Предложили новую. Я поняла, что не успеваю за коммерческими планами издательства, поскольку пишу не быстро. Плюс тематика новой серии меня не устраивала…
Кстати, я вообще тяжело пишу по требованию. Поэтому решила остановиться. Что будет дальше, трудно сказать. Пишу пока немного для прессы. Это для души.
– И всё же закончим на оптимистической ноте.
– Никогда не говори никогда! Жизнь – особа непредсказуемая. У неё полно сюрпризов для каждого. Главное – выбрать хороший!
Родилась в Хабаровске. Окончила Дальневосточный государственный университет, специальность – журналистика. Первая запись в трудовой книжке – диктор Владивостокского телевидения. Выиграла конкурс, ещё будучи студенткой. Потом преподавала политэкономию в различных в вузах, работала экскурсоводом, заведующей рекламным отделом, пресс-секретарем, лингвистом. Замужем. Муж – бывший военный, сейчас руководит небольшим промышленным цехом. Есть сын, внук. Хобби – коллекционирование советского фарфора, рукоделие.
Книги Ирины Павской: «Джоконда» Мценского уезда» – 2006, «Облачко в юбке» – 2006, «Божий дар с яичницей» – 2006, «Мелкие мужские шалости» – 2006, «Сбыча мечт» – 2006, «Мужчина-вамп» – 2007, «Микстура от звёздной болезни» – 2007, «Тёмная сторона любви» – 2011, «Наколдуй мне любовь» – 2011.