«Родители посоветовали мне поступить на программу СПО при ЮУрГУ…» – такими словами начинаются рассказы многих учеников, окончивших сегодня первый курс экспериментального цикла среднего профессионального образования на факультете экономики и предпринимательства вышеобозначенного университета. О том, правы ли оказались родители и чем учеба по программе СПО отличается от школьной, рассказывают сами ученики, теперь уже второкурсники СПО, их родители и преподаватели.
Этот страшный ЕГЭ…
«Я приняла решение поступить в СПО на факультет экономики и предпринимательства, потому что не хотела готовиться к ЕГЭ, – признается студентка Екатерина Нагаева. – Его с каждым годом усложняют, набрать хорошие баллы, чтобы иметь возможность поступить в престижные вузы, все труднее и труднее, и мне это не нравится. К тому же ЕГЭ не всегда отражает реальные знания учеников, ориентирован на школы с углубленным изучением предметов, поэтому у меня к нему доверия мало».
Такое отношение детей к единому государственному экзамену возникло не на пустом месте. Сегодня два последних старших класса школы посвящены подготовке к этой непростой аттестации. Многие школы не стесняются признавать, что львиную долю усилий бросают именно на натаскивание школьников для сдачи ЕГЭ. Кроме того, многих школьников пугает сама атмосфера экзамена.
«Мне не по душе пугающая атмосфера ЕГЭ: охрана, камеры видеонаблюдения, металлоискатели, – говорит студент факультета экономики и предпринимательства Илья Пантюшов. – Мне кажется, показать все свои знания в такой напряженной и давящей на психику обстановке очень сложно. Именно поэтому многие мои сверстники ищут способы обмануть систему, и взрослые им в этом помогают. Полученные результаты удивляют самих экзаменуемых. В школе два года учебы тратится на заучивание возможных ответов, которые после сдачи экзамена быстро забываются. А в ЮУрГУ нас учат решать задачи, а не выбирать ответ. Нам важно, чтобы потом мы могли использовать знания. На первом курсе мы проходим программу 10–11 класса, что тоже большой плюс».
«Мы пошли навстречу девятиклассникам и в 2014 году разработали программу среднего профессионального образования по направлению «Экономика и бухгалтерский учет», – поясняет декан факультета экономики и предпринимательства ЮУрГУ Татьяна Шиндина. – Два года и десять месяцев ребята учатся у нас на СПО, после чего получают диплом и по результатам университетских экзаменов поступают на очное отделение факультета экономики и предпринимательства ЮУрГУ, где будут учиться по ускоренной трехлетней программе прикладного бакалавриата по экономике. Мы приняли 78 человек, из них двое имели средний балл в аттестате 5,0 и около двух третьих имели балл 4,0 и выше».
Учеба – это не для мамы
«Мне нравится, что тут нас учат любить получать знания, – улыбается студентка Анастасия Шпилева. – В школе такого не было, потому что задача школьных педагогов – подготовить 11-классников к сдаче ЕГЭ. Здесь же я открыла для себя ценность знаний как таковых».
Именно такую педагогическую задачу и ставили перед собой преподаватели факультета.
«Нам было важно донести до детей, что знания, которые они тут получают, нужны для работы по профессии, – продолжает Татьяна Шиндина. – И если они хотят стать грамотными специалистами, то эти знания им необходимо усвоить – не для мамы и не для учителя, а для себя в первую очередь. Мы стараемся дать ученикам прочную базу, которая позволит им не бояться точных наук в дальнейшем, потому что многие из них уже нацелены получать высшее образование».
«В первое время было тяжело и непривычно в плане учебы: зачеты, экзамены, – рассказывает Максим Халиков. – В какой-то момент я пожалел, что не остался в школе, но постепенно стал вникать в материал, и у меня стало получаться все лучше и лучше. Здесь очень чуткие преподаватели, которые умеют найти подход к нам. Особенно в этом хороши преподаватели по геометрии и алгебре и по экономике – Софья Александровна, Людмила Вячеславовна и Людмила Ивановна – это самые мои любимые преподаватели!»
Очень важный момент в обучении – это создание образовательной среды. Группы СПО проходят обучение на факультете экономики и предпринимательства, где получают высшее образование студенты. Это очень сильный педагогический момент, потому что бывшие школьники, оказываясь в студенческой среде, начинают ощущать себя более взрослыми и самостоятельными.
«Я устала от постоянного контроля учителей, хотелось больше самостоятельности, взрослости, – делится впечатлениями Екатерина Нагаева. – Здесь никто не стоит над душой: не хочешь учиться – не учись, только тогда и последствия будешь расхлебывать сам. Мне кажется, это мотивирует к учебе больше, чем постоянный контроль».
«Мне кажется, подростки моего возраста уже готовы учиться быть самостоятельными, надо только дать им своеобразный толчок, – размышляет Глеб Киняйкин. – Этим толчком для меня и стала учеба в ЮУрГУ. Кроме того, здесь у учеников больше свободы действий, потому что своим временем распоряжаются они сами, а не учителя. У нас есть время ходить в театр, рассуждать над литературными произведениями, учить стихи, читать художественную литературу. И нам не нужно бегать к различным репетиторам: нам рассказывают на уроках то, что мы должны знать. Особенно интересно рассматривать классические литературные произведения и сравнивать их современную трактовку через призму театра, в чем помогает нам преподаватель литературы Лариса Анатольевна. И это доставляет удовольствие».
«Мы учим их теми методами, которые применяем в работе со студентами, – раскрывает педагогические секреты Татьяна Александровна. – Это погружение во взрослый мир взрослых отношений благоприятно сказывается на процессе обучения. Мы за год заметили, как они сильно изменились, повзрослели».
«Мне очень нравится здешняя атмосфера, очень доброжелательные, внимательные и мудрые преподаватели, которые всегда помогут советом, объяснят дополнительно, если ты чего-то не понял, – воодушевленно рассказывает Юлия Рыбина. – Они не относятся к нам, как к детям, они видят в нас студентов, и это очень приятно. Да, поначалу здесь учиться труднее, чем в школе, потому что в школе преподаватели тебя уже знают и зачастую ставят оценки не по знаниям, а по привычке. Тут же постоянно приходится доказывать, что ты что-то знаешь, а если не знаешь, то восполнять пробелы. Чтобы заработать хорошие оценки, здесь приходиться потрудиться. При изучении законов физики или рассмотрении химических процессов нам задают вопрос: «Где такое встречается в жизни?» Вначале найти ответ очень сложно, и в Интернете нет для этого разобранных примеров, а потом становится интересно, и ты понимаешь, что все то, что тебе рассказывают, – это не для решения контрольной, это окружает нас в реальной жизни».
Диплом со знаком качества
«Мне нравятся профессии, которые связаны с расчетом финансов, поэтому я выбрал направление «Экономика и бухгалтерский учет», – признается Алексей Присяжный. – И в процессе обучения я понял, что не ошибся в выборе: здесь преподают педагоги с высокой квалификацией, у которых больше знаний, чем у школьных учителей. Кроме того, и материал они объясняют очень доходчиво».
«Мысль о том, чтобы после девятого класса поступить в колледж или техникум, была у меня давно, но я не могла выбрать учебное заведение, – вспоминает Анастасия Шпилева. – И тут узнала, что экспериментальная программа открывается в ЮУрГУ, и сразу приняла решение. Дело в том, что ЮУрГУ – это престижный вуз, который дает качественное образование, поэтому было понятно, что девятиклассникам он тоже предложит качественный образовательный продукт».
«Осознание престижности получаемого образования – немаловажный момент в обучении. Тем более сфера предпринимательства – это элитная сфера, где многое строится на личности специалиста, на его умении работать в команде, организовывать рабочий процесс, на его ответственности и стремлении к саморазвитию, – считает мама студента Светлана Карпусенко. – Сейчас наши дети осознают это, и их отношение к учебе достаточно серьезное. У меня ощущение спокойствия: мой ребенок попал в надежные руки, повзрослел, стал с интересом относиться к предметам. К тому времени, когда придется делать выбор в пользу высшего образования, наши дети станут сформированными личностями, подготовленными к получению знаний».
Все прелести вуза – для СПО
«Мне нравится, что мы, ученики СПО, можем пользоваться всей материально-технической базой ЮУрГУ: библиотеками, спортзалами, компьютерными классами, научными работами преподавателей, – заостряет внимание студент факультета экономики и предпринимательства Аркадий Багмет. – То есть мы можем получить намного больше информации по интересующему нас предмету, чем в школе».
«Знание экономических законов необходимо любому образованному человеку. Понимание основ работы рынка, теории спроса и предложения является базовым знанием. Поэтому углубленное изучение экономики очень полезно. И еще очень интересно заниматься с Людмилой Вячеславовной. Мы и лекции писали, и кейсовые ситуации разбирали, и дискуссии устраивали,– говорит Полина Гаврюшина. – Мы решали упражнения в рабочих тетрадях и заучивали законы. Было два очень сложных устных экзамена, но знания этого предмета очень полезны и интересны...»
«Я пошел на СПО, потому что здесь открываются более широкие перспективы, нежели после окончания школы, – делится мыслями Никита Гридин. – Здесь мы получаем профессию и можем сразу пойти работать, а можем продолжить обучение в вузе, поступив на бакалавриат. На втором курсе у нас уже будут профессиональные предметы, и мы их ждем с нетерпением. Сейчас у нас идет спецкурс по работе с кассовыми аппаратами, и там столько особенностей... Я рад, что пришел сюда учиться».
Наши ожидания и современные тенденции
«Сегодня есть тенденция, что родители переводят детей в европейские образовательные бизнес-школы, – комментирует мама студента Татьяна Гоголева. – Основное преимущество обучения за границей – это знание иностранного языка. Но российская программа остается по-прежнему самой сложной и результативной, диапазон изучаемого материала очень широк. И первое высшее профессиональное образование правильнее получать в нашей стране. Наш южноуральский регион с его мощным национально-исследовательским университетом – это правильный выбор».
Заместитель генерального директора по энергетической политике Инвестиционной Компании «Доступное жилье» Марат Сюндюков тоже отправил своего сына в ЮУрГУ: «Наше решение об уходе сына из привычной для всех средней школы и поступлении в колледж при факультете экономики и предпринимательства ЮУрГУ было достаточно непростым, так как мы понимали, что такие изменения в подростковом возрасте являются судьбоносными. Следует сказать, что вначале мы не встретили понимания и поддержки ни со стороны родственников, ни со стороны друзей, поэтому трудное решение было принято исключительно в узком семейном кругу, конечно же, с учетом желания нашего сына, который на удивление твердо сказал да.
И вот прошел учебный год, и мы убедились, что поступили абсолютно правильно. Безусловно, было непросто. День сына начинался с раннего утра и заканчивался поздним вечером подготовкой к новому учебному дню. Мы очень беспокоились, что запас энтузиазма, энергии и желания может быстро иссякнуть. Этого не произошло, что, без сомнения, связано с доброжелательным, заботливым, но одновременно требовательным отношением преподавателей к нашим юным студентам, что изменило сам подход к восприятию учебного материала».
«Если ваш ребенок закончил 9-й класс и вы ищете лучшее для него, стоит обратить серьезное внимание на предложения ЮУрГУ, – хором говорят студенты и родители. – Предложенная факультетом экономики и предпринимательства программа непрерывного образования – это очень хорошая альтернатива школе».
Фото: Фото Валентины Артамоновой и Ирины Ржендинской