RU74
Погода

Сейчас-3°C

Сейчас в Челябинске
Погода-3°

переменная облачность, без осадков

ощущается как -10

8 м/c,

ю-з.

721мм 80%
Подробнее
2 Пробки
USD 103,43
EUR 109,01
Образование Вадим Эрлих, директор Института спорта, туризма и сервиса ЮУрГУ: «Аналитика – обязательная часть любого вида спорта»

Вадим Эрлих, директор Института спорта, туризма и сервиса ЮУрГУ: «Аналитика – обязательная часть любого вида спорта»

Вадим Эрлих хорошо известен в бизнес-кругах Челябинска. Но уже 13 лет он работает в системе высшего образования. Чем заинтересовала любителя экстремальных видов спорта новая сфера деятельности, почему моду на физическую культуру Вадим Эрлих считает самой перспективной, и за что друзья в шутку прозвали его «паровозом»? Об этом и многом другом мы говорили с директором Института спорта, туризма и сервиса ЮУрГУ Вадимом Эрлихом.

Вопрос психологии

– Вадим Викторович, вы согласны с тем, что сегодня и в Челябинске в моду входит здоровый образ жизни?

– Согласен. Кстати, практика показала, если человек начинает заниматься в спортивном клубе, шанс, что он продолжит занятия, – больше, чем если он купит тренажер домой. Я всем своим знакомым говорю: «Не покупайте тренажеры, месяц позанимаетесь, а потом только пыль будете стирать». Человеку всегда нужен пример других и контролер в виде тренера. Вы пришли в зал, видите, с каким настроением все занимаются, включаетесь в процесс – счастливы и довольны. А инструктор всегда поможет идти в правильном направлении. Если говорить о нашем комплексе, то здесь еще работает и центр спортивной науки. С помощью хороших специалистов тренировочный процесс можно выстроить грамотно и достичь нужного результата.

– Люди готовы сегодня платить за занятия физической культурой – это хороший знак?

– Это вопрос психологии. Неправда, что бесплатные занятия физической культурой дадут массовый приток горожан в спортивные залы. Нужна перестройка сознания. Когда человек поймет, что безнравственно не ухаживать за своим телом, все встанет на свои места. Не только здоровья прибавится, но и мозг будет хорошо работать. Но и это еще не все! Занимаясь спортом, человек становится более дисциплинированным во всем.

– Как перевернуть человеческое сознание?

– Прийти к выводу, что физическая культура необходима как воздух, могут помочь друзья, соседи, да все, кто на собственном опыте в этом убедился. Среда всегда оказывала и оказывает воздействие на человека. А сегодня в Челябинске эта сторона жизни хорошо развивается, Челябинск, действительно, становится спортивным городом.

– Поэтому ваш институт развивается столь интенсивно?

– Всегда есть куда развиваться и всегда найдутся люди, которые скажут, что их не устраивает наш сервис. Но это только стимулирует нас к тому, чтобы двигаться вперед, совершенствоваться. Да и конкуренты этому способствуют, мы же не одни в Челябинске. Если говорить о развитии нашего института, то у меня изначально была цель – создать фабрику по оздоровлению людей. А чтобы человек был здоровым, физической культурой он должен заниматься с 3-4 лет. К этому мы и шли. Сегодня у нас есть зал «Олимпик» для детей младшего и подросткового возраста. Причем, у нас нет задачи готовить только спортсменов высокой квалификации, Это программы лечебной физической культуры. Они важны для растущего организма, нужно правильно сформировать мышечную и сердечно-сосудистую системы ребенка. Таким образом мы готовим детей и к дальнейшим занятиям в спортивных секциях, в детско-юношеской школе по плаванию, и к потребности вести здоровый образ жизни. По моему убеждению, плавание – базовый вид спорта. Но еще раз повторю: не обязательно заниматься спортом профессионально.

Теория Шерлока Холмса

– Скажите, в ЮУрГУ спортивные студенты?

– Приятно сознавать, что спорт становится не только модным. Молодые люди понимают, что физической культурой, спортом необходимо заниматься, чтобы быть здоровыми. Можно сказать, что переворот в сознании начался. Замечательно, что вернулись в нашу жизнь нормы ГТО. Не надо изобретать велосипеда, если он уже был создан. Да, были какие-то недостатки, – нужно их исправить и пользоваться. Самое главное – есть нормы для людей разного возраста и человек в 18, в 30 лет, в 60 и старше может проверить свое физическое состояние, и поработать над собой. Хотя нормативы ГТО для моего возраста лично у меня вызывают улыбку.

– Известно, что человек вы спортивный. С какого возраста начали заниматься спортом и какие виды стали любимыми?

– Многими видами спорта занимался, но никогда не хотел стать профессиональным спортсменом. В детстве был увлечен легкой атлетикой, мы бегали всегда и везде, начиная с длинного школьного коридора. (Смеется.) Дипломов и грамот за победы на различных соревнованиях у меня достаточно. Потом была армия, морская пехота – там спорта было выше головы. Утро начиналось с шестикилометровой пробежки. А служил я недалеко от Владивостока, который окружен сопками, и вот мы по этим сопкам – сначала вниз, а потом вверх! Была у нас площадка для рукопашного боя, гантели, штанги и все остальное. Все было заточено на выработку выносливости и хорошей реакции. Я служил в подразделении повышенной боевой подготовки.

– Вам с самого начала было не сложно в армии?

– Первое время сильно есть хотелось, я же от маминых пирожков только что убежал и потому был вечно голодный. Сначала все старались набить желудок до отказа во время обеда, а потом в полной экипировке приходилось бежать в гору – страшное дело! (Смеется.) Постепенно осознаешь, что во всем нужна рациональность. Да и организм начинает перестраиваться, он использует то, что ему дают, и работает как исправный механизм. Кстати, я не похудел в армии – ушел с весом в 64 килограмма, вернулся – 74. Не растолстел, мышцы нарастил.

– Кстати, вы не пробовали себя в экстремальном забеге на гору Иремель «Здоровый, как лось»?

– Нет, но это хорошая тренировка для кардио-респираторной системы. Только идти к такому забегу надо поступательно и уделять этому немалое количество времени, чтобы хорошо подготовить организм. А у меня в последнее время много кабинетной работы; передвигаюсь, в основном, на автомобиле. Но главная причина – травма в результате занятий экстремальными видами спорта.

– Объясните любовь человека к экстремальным видам спорта.

– Во мне эту любовь зародила как раз служба в армии. И до 35 лет эта любовь меня не отпускала. Чем только я не занимался: и стрельбой, и прыжками с парашютом, и кикбоксингом, и ралли, и дайвингом... Погружался на глубину 70 метров. Начинали мы готовиться в бассейне «Юбилейный», затем Увильды, Красное море... Немного осталось до разряда дайв-мастера, но интерес постепенно угас. В прошлом году хотел на Мальдивах на китовой акуле прокатиться, но я ее не догнал. (Смеется.) Кроме того, индусы предупредили, что ее нельзя трогать, у нее очень нежная кожа, можно повредить.

– Что из экстремального списка больше по душе пришлось?

– Все, что связано с преодолением страха и выбросом адреналина. Я получал от всего этого огромное удовольствие.

– В каком году участвовали в ралли?

– В 2000–2001 году занимал первые места по области в весенних и осенних ралли. Но когда побеждаешь всех, нужно выходить на следующий уровень, где другие машины и другие соревнования. Это уже очень дорогой вид спорта. Надо либо обо всем забыть и заняться только этим, либо остановиться. Почему я и не занимался спортом профессионально, что хотел заниматься еще и бизнесом, что-то создавать и добиваться успеха в работе. В этом плане очень ценным был кикбоксинг, который учит не только управлять собственным телом, выносливости, но и быстрой реакции, четкости принятия решений. Это хорошо сказывается на успешности в работе, например, позволяет предугадывать действия конкурентов. Кстати, я не согласен с мнением, что спортсменам не нужно работать головой. Аналитика – обязательная часть любого вида спорта. Не следует думать, что руки и ноги спортсмена работают на автомате, нет, все рассчитано, всем управляет центральная нервная система – наш мозг. Хотя, в других областях знаний спортсмены, конечно же, могут быть поверхностными. Но вспомните теорию Шерлока Холмса. (Смеется.) Я с сыщиком согласен – каждый должен досконально знать дело, которым он занимается, остальное – понемногу, чтобы не ударить в грязь лицом в обществе.

Комфортная среда

– Кроме спорта чем были серьезно увлечены в юности?

– В школе меня увлекали все предметы, как только я начинал в них разбираться. Что-то давалось легче, алгебра и геометрия требовали постоянной серьезной работы. После армии я поступил на ПС факультет в ЮУрГУ, пошел по стопам отца и на втором курсе завалил высшую математику, потому что влюбился и перестал заниматься. Пришлось все лето посвятить зубрежке. Позже перевелся на энергетический факультет. А в математике только систематическая работа позволяет добиться определенного качества. Высшая математика мне нравилась.

– Почему кандидатскую диссертацию защитили в области биологии?

– Тема моей кандидатской относится к разделу физиологии человека, который, как известно, к физической культуре и спорту имеет самое непосредственное отношение. Она звучит так: «Состояние кардио-респираторной системы и нервно-мышечного аппарата у пловцов и бегунов в связи с выполнением соревновательных режимов». Работа основана на реальных исследованиях. Это практико-ориентированная работа, что мне и интересно. Вряд ли я стал бы заниматься чистой теорией, я практик. К написанию кандидатской диссертации меня подвиг Герман Платонович Вяткин, сам бы я вряд ли на это решился, потому что такое серьезное дело требует времени, а времени, как известно, всегда не хватает. Но он меня убедил, что это нужно сделать.

– И вы доказали, что плавание благотворно воздействует на сердце, легкие, костно-мышечный аппарат?

– Ничего удивительного в этом нет. Известно, что в реальной жизни человек постоянно испытывает статическую нагрузку. В воде статика исключена, человек возвращается к своему первичному состоянию, когда находился в утробе матери. Поэтому все органы пловца работают в условиях этого первоначального комфорта – вытягивается позвоночник, мышцы развиваются как надо. Не случайно этот вид спорта считается базовым. Если вы в дальнейшем не будете заниматься плаванием профессионально, то пользу все равно извлечете – вам обеспечена хорошая фигура, вы не будете страдать остеохондрозом. У меня сын был единственным в классе ребенком с прямой спиной, потому что занимался плаванием. А один из моих друзей и наставников – основатель бассейна «Электрометаллург» Дмитрий Каменев всегда говорил: «С девушками надо знакомиться в бассейне». (Улыбается.)

Система координат

– В Челябинске в последнее время проводится много соревнований мирового и европейского уровней, на всех стараетесь побывать?

– Почти на всех, но с большим удовольствием всегда смотрю соревнования по плаванию. В детстве я очень любил хоккей, но сегодня нет тех моментов азарта, когда «Трактор» упорно идет к победе. Сегодня после игры становится грустно, руки опускаются. Что касается плавания, я вообще люблю все, что связано с водой. А второй момент – в 2003 году мы создали детскую спортивную школу по плаванию, отобрали лучших пловцов Челябинской области и создали Центр олимпийской подготовки. Ребята жили рядом в общежитии, учились в 153 школе. И более двух лет я активно занимался этими спортсменами, мы побеждали и Москву, и Питер. Правда, потом Москва начала переманивать наших ребят… Переубедить их не удалось.

– Часто можно услышать от ваших студентов, что для них в Институте спорта, туризма и сервиса создают очень комфортные для занятий условия.

– Эта задача всегда остается главной. Не скрываю, что требователен к своему коллективу.

– Собрать команду единомышленников очень сложно?

– Всегда сложно, но можно. Слова «не могу» для меня не существует.

– Правда, что друзья иногда называют вас «паровозом»?

(Смеется.) Сам идею подал. Когда на ректорате зашла речь о слиянии факультета физической культуры и спорта с факультетом сервиса и туризма в единый институт, я сказал: «Для этого нужен мощный паровоз». И этим «паровозом» стал я. Но эта задача была для меня очень интересной. Прошло два года, многое сделано, предстоит сделать еще больше.

– Скажите, были в вашей жизни ошибки, которые заставили пересмотреть стратегию и тактику?

– Ни о чем не жалею. Все, что сделано, – сделано. Нужно было через организацию разного рода предприятий понять основные принципы экономики и финансов, нужно было на практике познать правила общения с людьми. И я это сделал. Например, научился гасить в себе эмоции, хотя был человеком очень эмоциональным. Все, через что я прошел, пригодилось мне в университете и позволяет двигаться дальше.

– Не любите стоять на месте?

– По теории ТРИЗ я – второэтапник.

– Объясните.

– Если выстроить систему координат и нарисовать в этой системе s-кривую, которая отражает развитие, то можно увидеть все этапы организации какого-то дела. (Рисует.) Начальный этап, если предприятие создано, как правило, успешный. Все хорошо. Второй этап связан с ростом предприятия, развитием любого дела. Но на третьем этапе – стабильности – кривая почти перестает идти вверх, а четвертый может стать этапом падения и даже краха. Мне это не нравится, поэтому я все время остаюсь в контурах второго этапа, просто в каждый следующий отрезок времени я заставляю кривую изменять траекторию – все время вверх, поступательно вверх. Боюсь этапа стабильности или застоя.

– И сегодня, как всегда, есть новые идеи?

– Главная из них не устаревает – хозяйство института надо привести в порядок. Сейчас у нас пять зданий, все требуют заботы. И новые идеи есть, как же без них? Сейчас, к примеру, создали в институте свое туристическое агентство, будем развивать и внутренний туризм, и международный, работа уже началась. На мой взгляд, хорошее решение – студенты получают возможность заниматься практикой непосредственно в университете. Причем практиковаться они будут под руководством опытных профессионалов. Наши студенты уже на первом курсе отправляются в туры по Уралу, сами эти туры планируют, подбирают места ночевок, туристические объекты, все просчитывают... А потому и дипломы у них основаны на реальной практике. Такой выпускник точно будет готов к профессиональной жизни. Более 40 маршрутов мы уже презентовали на областном уровне.

– Вам интересно работать в образовании?

– Об этом, наверное, говорят цифры – я в ЮУрГУ работаю уже 13 лет. Герман Платонович Вяткин стал, после отца, вторым моим наставником и учителем. У него я многому научился и все это время мне было очень интересно работать. Когда многое было сделано для развития учебно-спортивного комплекса и мы получили признание на уровне России, стало казаться, что расти некуда, но тут родилось решение – объединить факультеты, и в рамках университета появился Институт спорта, туризма и сервиса. Снова нужно было идти вперед и вверх.

Вадим Эрлих, кандидат биологических наук, доцент, Отличник физической культуры и спорта, автор более 70 научных работ, в том числе четырех монографий.
Награды:
благодарственные письма администрации Центрального района Челябинска 2004 и 2006 года;
диплом федерального агентства по физической культуре и спорту и федерального агентства по образованию 2005 года;
Почетная грамота губернатора Челябинской области 2005 года;
благодарность губернатора Челябинской области 2005 года;
благодарственное письмо администрации Челябинской области 2007 года;
Почетная грамота федерального агентства по физической культуре и спорту 2008 года;
благодарность Министерства спорта, туризма и молодежной политики РФ 2010 года;
Почетная грамота Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий 2013 года;
благодарственное письмо губернатора Челябинской области 2013 года;
благодарственное письмо ЗСО 2013 года;
Почетная грамота Министерства образования и науки РФ 2013 года.

Фото: Фото Олега Каргаполова и из архива Вадима Эрлиха

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
121
ТОП 5
Мнение
«Даем друг другу в долг»: как раздельный бюджет помогает не грызться с женой. Откровенный монолог мужа
Анонимное мнение
Мнение
Китайцы разрешают бензин АИ-92 для турбомоторов. Наш журналист считает это опасным популизмом
Анонимное мнение
Мнение
«Парни, не позорьтесь!» Уральский блогер объяснила, что запрещено дарить девушкам на Новый год
Ольга Чиги
блогер
Мнение
«Экраны и иллюминация тоже ослепляют»: журналист 74.RU вступилась за водителя, которого наказали за гирлянду на машине
Анонимное мнение
Мнение
«Сначала всё убить, а потом передать»: эксперт в сфере ЖКХ — о том, почему за канализацию заплатят сами горожане
Никита Алешкин
представитель Ассоциации управляющих компаний
Рекомендуем
Объявления