Межрегиональная молодежная общественная организация «МИР» выступает за возвращение в школы полноценного преподавания астрономии. Активисты уже собрали более десяти тысяч подписей в поддержку этой инициативы и останавливаться на достигнутом не намерены. В свою очередь учителя, соглашаясь с тем, что предмет этот интересный и нужный, предлагают ввести его исключительно как факультатив и сетуют на неподготовленность школы и самих предметников к преподаванию науки о космосе.
Напомним, что астрономию исключили из числа школьных предметов в 1994 году, сначала оставив только факультативы на усмотрение администрации, а потом были отменены и они. Тогда же издательства перестали печатать учебники по этому предмету, а педагогические вузы убрали из программ подготовки преподавателей астрофизику и астрономию. Сейчас восполнением астрономических знаний занимаются в основном общественные организации и сами космонавты, а, по данным социологических опросов, больше половины жителей России не знают даже основ космической науки. Общественники бьют тревогу, озабочены и ученые.
По мнению заведующего отделом Института астрономии РАН Олега Малкова, астрономию в школы нужно как можно скорее вернуть: «Этот предмет очень важен, потому что он формирует мировоззрение людей. Ведь это не просто наука, объясняющая, как устроены отдельные объекты, астрономия изучает целые миры. А человек, не знающий основ астрономии, поверит и в астрологию, и в хиромантию, и в прочую чушь, он может легко стать добычей жуликов от лженауки. Вообще ситуация с астрономией отражает проблемы всей фундаментальной науки в нашей стране, которая часто держится на кадрах “старой школы”, отсюда и неудачи в космической отрасли, и не проведенные вовремя исследования, и обилие непроверенных фактов. Все это следствие того, что те, кто занимается образованием, решили пожертвовать такой важной частью нашего естественнонаучного образования, как астрономия», – считает ученый.
Педагоги в комментариях более осторожны, говоря о том, что для полноценного преподавания астрономии нет необходимой материальной и профессиональной базы.
«В нашем лицее астрономия сначала преподавалась как учебный предмет, потом – как элективный курс по выбору. Сейчас отменен и он, хотя ученикам все это было интересно, они занимали призовые места на всероссийских олимпиадах. Этот предмет нужный, полезный, перспективный, но дети им все меньше интересуются из-за его сложности. Да и профессионалов, которые могут качественно преподавать астрономию, осталось очень мало. Конечно, если будет заинтересованность на государственном уровне, интерес к этому предмету можно возродить хотя бы в виде профильного курса», – считает заместитель директора по учебно-воспитательной работе в лицее №11 Елена Федечкина.
Согласна с коллегой и Елена Шерстобитова, учитель физики 11-го лицея: «Я закончила педагогический университет в 1992 году, и уже тогда интерес к астрофизике среди учителей был довольно низок, они предпочитали выбирать физмат как более востребованный обществом. Сейчас педагогам астрофизику не преподают вообще, поэтому учить детей астрономии часто просто некому. Но даже если кадры и найдутся, я считаю, что вводить астрономию как отдельный обязательный предмет не имеет смысла. Дело в том, что астрономия – это не только звезды, туманности и квазары, это еще и астрометрия, астрофизика, в ней очень много математических формул и понятий, которые не каждому ребенку будут интересны. Поэтому лучше проводить именно тематический факультатив, тем более что интерес к астрономии у детей есть, особенно у среднего звена, потому что старшие классы сосредоточены целиком на ЕГЭ, им уже не до звезд».
Начальник управления общего и профессионального образования Министерства образования и науки Челябинской области Елена Тюрина считает так же: «Это не первая попытка общественных организаций вернуть астрономию в школу. И хотя в курсе физики астрономия преподается и сейчас, но этого явно недостаточно для того, чтобы дать детям хотя бы основные представления об этой важной и интересной науке. Поэтому к введению астрономии как отдельного предмета я как физик по специальности отношусь целиком положительно. Но как чиновник от образования я в то же время понимаю, что одного нашего желания мало, для этого нужна особая материально-техническая база, профессиональные кадры, новые учебно-методические материалы. Все эти вопросы нужно хорошо продумать и организовать, а эта работа под силу только государству».
Судьба астрономии постигла еще один когда-то обязательный предмет – черчение. Сегодня школы сами решают, оставить курс черчения в своей программе или нет. Но даже если проводятся факультативы, то на этот предмет отводится не так много времени. При этом черчение является основой конструирования, которое сегодня является одним из важнейших элементов, прописанных в новом федеральном образовательном стандарте.
Пока в обществе идут споры о том, нужна ли детям астрономия и тратить ли время на черчение, патриарх Московский и всея Руси Кирилл выступил за включение теологии в перечень научных дисциплин в качестве источника знания об основах вероучения, религиозных обрядах и деятельности религиозных организаций. В ответ на эту инициативу Высшая аттестационная комиссия при Министерстве образования и науки России уже одобрила паспорт новой научной специальности «теология», изучать которую планируется в рамках школы, бакалавриата, магистратуры и аспирантуры.
Фото: Фото с сайта Shutterstock.com