Современный россиянин тратит на медиа более восьми часов в день. Но ни социальные сети, ни роботы, формирующие новостную ленту, не смогут заменить профессионального журналиста. В этом уверена декан факультета журналистики МГУ, профессор, президент национальной ассоциации исследователей медиа Елена Вартанова. В Челябинск она приехала по приглашению ЮУрГУ, где 28–29 октября проходил всероссийский семинар Учебно-методического совета по журналистике.
На День журфаков приехали представители более 20 вузов. В Челябинске их ждала насыщенная программа – обмен опытом, практическая работа, знакомство с 360-градусным мультимедийным ньюсрумом Южно-Уральского госуниверситета.
«Такие семинары способствуют общению, знакомству с опытом других вузов, технологиями, которые можно внедрить в своем университете, – говорит преподаватель кафедры журналистики и связей с общественностью факультета филологии и массовых коммуникаций Забайкальского госуниверситета Лилия Газинская. – Сейчас молодым журналистам очень важно получать практические и теоретические навыки. У нас также существует медиакластер, мы занимаемся конвергентной журналистикой, поэтому студенты могут попробовать поработать в разных форматах».
На семинаре Елена Вартанова рассказала о трендах в современном журналистском образовании. «Сегодня журналистика меняется под влиянием технологий, она становится очень быстрой, мобильной, требует высокого профессионализма в подборе, проверке фактов, в анализе действительности, – поясняет декан факультета журналистики МГУ. – Журналисту остается мало времени, чтобы сделать выводы, нет возможности писать с черновиком, но это как раз повышает значимость профессиональных стандартов. Вторые изменения, которые происходят, это социальные. Журналист теряет роль единственного информатора. В медийное пространство выходит очень много новых голосов – правильных-неправильных, справедливых-несправедливых, этичных-неэтичных, достоверных-недостоверных, и только за журналистом, как профессионалом медийной сферы, сохраняется главная роль эксперта в этой общественной дискуссии, общественном диалоге. Можно еще сказать о таком тренде, как повышение развлекательности современных медиа. Журналист вынужден со своими документальными, фактологическими текстами противостоять развлекательности, ангажированности. Еще один вызов бросает пиар. Это одна из самых сложных сегодня историй, поскольку пиар бывает разный – коммерческий, политический, он обеспечивает коммуникационные потребности бизнеса, политики, разных некоммерческих структур, но все же пиар имеет совершенно другие профессиональные стандарты, чем журналистика».
В корпоративной среде не раз поднимался вопрос, а нужно ли журналистам высшее образование, или для получения профессиональных навыков достаточно отучиться по программе среднего образования? По словам Елены Вартановой, профессионал обязательно должен иметь высшее образование. «Сегодня существует множество траекторий высшего образования, не всегда это бывает высшее профессиональное журналистское образование. Очень часто встречается высшее непрофессиональное образование, плюс определенный опыт работы в редакции, который является тоже частью журналистского образования. Векторов много, но абсолютно точно, что журналист должен быть образованным, подготовленным специалистом, чтобы отвечать вызовам времени».
Елена Вартанова отметила, что журналистское образование требует интеграции с такими специальностями как PR, реклама, SMM-менеджмент, именно этих навыков ждут сегодня работодатели. С другой стороны, исследователи так и не пришли к единому мнению об универсальности журналиста. «Журналист – это профессиональный дилетант, он знает обо всем понемногу. Но до сих пор непонятно, на что ориентировать студентов: должен ли журналист копать вглубь и иметь конкретную специализацию, или он должен распахивать большую поляну и ориентироваться в любой тематике».
Своим опытом поделились директор ГТРК «Южный Урал» Петр Васильев и начальник информационно-аналитического управления Администрации губернатора Челябинской области Рифат Абдрашитов. «Понимание того, как будет развиваться страна, зависит во многом от профессиональных медиа. От них зависит и то, как скоро закончится эпоха, когда востребованы копипастеры и копирайтеры, и придет эпоха умных, талантливых, ответственных, профессиональных журналистов, редакторов, медиаменеджеров. Без качественного журналистского образования такой запрос будет невозможен», – подчеркнул Рифат Абдрашитов.
Примером создания условия для качественного обучения журналистов стал медиаэтаж ЮУрГУ. Декан факультета журналистики ЮУрГУ Людмила Шестеркина познакомила гостей со СМИ вуза – университетской телекомпанией «ЮУрГУ-ТВ», учебной студией «Радио ЮУрГУ», газетой «Технополис», интернет-порталом Newsroom Digital и объединившей их в единое цифровое информационное пространство лабораторией – «360-градусный мультимедийный ньюсрум».
«У вас создана уникальная, очень современная, конвергентная среда, которая помогает студентам не только знакомиться с основами профессии, но уже выступать как профессиональные журналисты, – поделилась впечатлениями после экскурсии Елена Вартанова. – Мне кажется, очень здорово, что ваши разные СМИ имеют общее пространство. Передовые университеты России и некоторые университеты Европы идут в этом направлении. Но у вас своя модель, в которой заложены принципы работы мультимедийного конвергентного ньюсрума, используемого в передовых медиапредприятиях нашей страны и мира».
Вторую часть семинара открыла презентация мультимедийного лонгрида, созданного студентами и преподавателями журфака ЮУрГУ. Лонгрид – это принципиально новый формат подачи текстовой информации в Интернете. Лонгрид из пяти частей на тему «Жил-был метеорит» готовился в течение месяца пятью группами студентов-журналистов и преподавателями кафедры, которые координировали их работу. «Лонгрид – требует от студентов эффективного применения всех профессиональных навыков. Нужно уметь не просто создать большой объем материалов на одну тему, но и логично, интересно выстроить их так, чтобы получилось единое целое» – отмечает преподаватель кафедры СМИ ЮУрГУ Ольга Лахтачева.
Участники двухдневного семинара получили сертификаты о повышении квалификации и полезный опыт развития журналистского образования и студенческих СМИ.
Фото: Фото предоставлено ЮУрГУ