Почти все южноуральские школьники получили зачеты за сочинение. Не справился с заданием всего 1% одиннадцатиклассников. В этом году большинство выпускников выбрали тему «любовь». Но педагоги отмечают, что сочинения стали лаконичнее и с меньшим упором на литературные произведения.
В Челябинской области стали известны результаты написания итогового сочинения. Как сообщили в региональном министерстве образования и науки, 99% учеников получили «зачет», который является одним из условий допуска обучающихся к единому государственному экзамену. Не справились с испытанием 204 человека.
Выпускники могли выбрать одну из пяти предложенных тем, которые стали известны лишь за 15 минут до начала сочинения. Среди предложенных тем сочинений наиболее востребованной у школьников Челябинской области оказалась тема любви, вторая по популярности – тема, посвященная Году литературы.
Для получения «зачета» ребятам необходимо было написать сочинение-рассуждение объёмом от 250 слов. Одно из обязательных условий – опора на литературные произведения.
«В нашей школе все выпускники получили зачеты за сочинения, – отмечает директор гимназии №80 Марина Горюшкина. – Но в этом году есть отличительные особенности. Сочинения стали лаконичными, больше похожими на часть С в ЕГЭ по русскому языку. Конечно, мы понимаем, что современное поколение – это дети технологии ЕГЭ, поэтому прагматичная сторона – получить зачет – для них важнее. Использование литературных произведений в сочинении – обязательное условие, но упоминание названия книги или героев – это ведь тоже «использование». Полноценного анализа литературного произведения, раскрытия характеров героев, сравнения нескольких персонажей – такого уже нет».
По данным Рособрнадзора, наиболее популярным в 2015 году стало направление «любовь» – его выбрали более половины выпускников. 16% отдали предпочтение направленияю «Путь». Еще 15,5% выпускников писали о доме. 12,5% выбрали «Год литературы». Более 5% выпускников привлекла тематика направления «Время».
По словам Марины Горюшкиной, большинство учеников гимназии выбрали все-таки тему, связанную с Годом литературы: «Порадовало, что ребята выходили за рамки школьной программы, приводили примеры из зарубежной литературы, и не только из произведений Коэльо или Мураками, но и из иностранной литературы 19 века. Приятно также, что никто не приводил примеры из экранизированных книг, потому что кино – это всегда по мотивам. И иногда школьники попадаются на уловку и больше воспринимают режиссерский взгляд, чем позицию автора произведения».
Марина Горюшкина отметила и типичные ошибки, с которыми сталкиваются современные школьники при написании сочинения. «К сожалению, дети с трудом могут интерпретировать тему, если она звучит не так, как они ожидали. Хотя, направления для тем сочинений были известны заранее, – поясняет директор гимназии. – Второй момент – неумение композиционно выстроить сочинение, чтобы все части были паритетными по объему, связанными между собой по смыслу. Нет четкого понимания, где нужно поставить точку в рассуждениях, а где дополнить свою мысль».
Эти недочеты учителя русского языка и литературы будут учитывать при подготовке школьников к написанию сочинений.
«Итоговое сочинение прошло согласно установленному порядку. Проверяли работы выпускников школьные комиссии, все ребята уже ознакомились со своими результатами, а бланки работ загружены в федеральную информационную систему», – рассказала начальник управления общего образования министерства образования и науки Челябинской области Елена Тюрина.
Работы школьников хранятся в специальной базе данных в сети Интернет, к которой имеют доступ все вузы страны. При поступлении выпускники могут рассчитывать на дополнительные баллы. По усмотрению учебного заведения к итоговому результату могут добавить до 10 баллов.
Выпускники, получившие «незачет», не явившиеся по уважительной причине или не завершившие экзамен, а также выпускники прошлых лет смогут написать сочинение повторно 3 февраля и 4 мая 2016 года.
Фото: Фото с сайта Shutterstock.com