Сегодня кафедра «Гидравлика и гидропневмосистемы» ЮУрГУ (аэрокосмический факультет) динамично развивается. Процесс совершенствования и познания не останавливается ни на минуту. В свое время Челябинск стал третьим городом в СССР (после Москвы и Ленинграда), осуществляющим подготовку инженеров-гидравликов. Не случайно кафедра и сегодня считается одной из сильнейших в России среди кафедр, осуществляющих подготовку специалистов по гидравлической, вакуумной и компрессорной технике.
Студент четвертого курса Никита Кузнецов поступил на аэрокосмический факультет, имея за плечами не один год занятий в научном обществе НТЦ «Трубметпром». Ему всегда была интересна техническая специфика. «Здесь, на кафедре гидравлики, у меня появилась реальная возможность дальнейшего развития и перспективы в моем направлении», – говорит молодой человек. За время учебы в вузе студент выступил на нескольких конкурсах международного уровня. Так, 10–13 ноября 2015 года в Москве состоялась 21-я Международная промышленная выставка «Металл-Экспо’2015», участие в которой приняли 570 компаний из 34 стран мира. Здесь же в шестой раз прошел конкурс «Молодые ученые’2015». Одним из лауреатов конкурса стал Никита Кузнецов, он был единственным представителем Южно-Уральского университета. Студент был награжден за научно-исследовательскую работу.
На счету у молодого ученого множество побед в многочисленных международных, федеральных и городских конкурсах, выставках и научных конференциях. Международные выставки «Архимед-2013», «Архимед-2015» принесли ему золотые медали. Кроме того, несмотря на свой юный возраст, Никита имеет два патента и два внедрения на машиностроительном заводе в городе Электросталь. «Мне интересно тут учиться, – объясняет он, – потому что сама атмосфера, в которой мы находимся, располагает к развитию. Гидравлика, пневматика, механика, все, что с ней связано – это очень интересно и востребовано. Останавливаться на ближайшем дипломе я не собираюсь, планирую развиваться, пойду в магистратуру».
Кстати, Никита является участником проекта создания и обеспечения функционирования инновационного центра «Сколково», данный статус имеют лишь единицы в Челябинской области.
Кафедра гидравлики берет свое начало в 1959 году. Первоначально она зародилась в недрах автотракторного факультета. Потом, в связи с развитием строительства в г. Челябинске ее перевели на инженерно-строительный факультет, далее она оказалась на энергетическом факультете. В период становления аэрокосмического факультета кафедру «Гидравлика и гидропневмосистемы» ввели в его состав. «Мы находились на разных факультетах, и это свидетельствует о том, что образование, которое дает наша кафедра, применимо в широчайшем спектре человеческой деятельности, – комментирует заведующий кафедрой, доктор технических наук, профессор Евгений Константинович Спиридонов. – Гидравлическая, вакуумная и компрессорная техника, гидроприводы и гидропневмоавтоматика применяются везде. В транспортных средствах, в строительстве, в энергетике, машиностроении, химической и нефтегазовой отраслях, в оборонно-промышленном комплексе. Все современные летательные аппараты насыщены гидропневмосистемами. Это и двигательные установки, и система управления летательных аппаратов».
Выпускники кафедры востребованы, это подтверждает тот факт, что даже на практику студентов приглашают предприятия Калининграда, Северодвинска, Комсомольска-на-Амуре. Выпускники работают в Челябинске, Екатеринбурге, Москве и Санкт-Петербурге, в Германии и Канаде. За рубежом они легко подтверждают свой уровень квалификации.
«Я считаю, чтоб молодые люди, которые обучаются у нас, могут получить фундаментальное инженерное физическое образование, – объясняет Евгений Константинович. – И глубоко убежден, что наши знания – это базис последующей культурной зажиточной жизни. Как бы ни было трудно в сложившихся экономических условиях предприятиям, какие бы катаклизмы не происходили в мире, наши специалисты всегда востребованы». Не последнюю роль в этом играет взаимодействие кафедры с самыми разными предприятиями химической, нефтяной, газовой промышленности, металлургии, энергетики, с оборонными предприятиями. Многие студенты занимаются научной деятельностью, выступают с докладами на конференциях, в том числе международных, участвуют в международных выставках.
Вместе с тем и на кафедре, и на аэрокосмическом факультете поощряется творчество. Например, челябинский театр эстрадных миниатюр зародился на Аэрокосмическом факультете, многие преподаватели и студенты издают свои книги, занимают призовые места в спортивных соревнованиях. «Преподаватели кафедры имеют широкий кругозор, поэтому молодежи у нас комфортно, – убежден заведующий кафедрой. – Мы стараемся раскрыть потенциал каждого паренька, каждой девушки. Многие из них поступают в магистратуру, потом в аспирантуру. Конечно, учиться у нас непросто. Нужно по-настоящему работать. Но если преодолен первый барьер, освоены определенные знания, то количество обязательно переходит в качество. А когда приходит новое качество восприятия знаний, студенту становится интересно учиться. Я приглашаю наших молодых людей, выпускников школ и колледжей к нам получить достойное образование».
Студентка четвертого курса Кира Шнайдер пришла на аэрокосмический факультет с международного. «Я получала гуманитарное образование и, отучившись там два курса, решила, что мне недостает технического, чтобы быть конкурентоспособной на рынке труда, – говорит она. – Сейчас очень много специалистов-гуманитариев, и поэтому дополнительное техническое образование будет моим явным преимуществом. Я поступила на аэрокосмический факультет, проучилась здесь год и закрыла сессию. Все-таки тяжело совмещать два образования. Закончила международный, поработала год и поняла, что техническое образование мне все так же интересно и необходимо. В итоге я восстановилась». Здесь же, на кафедре гидравлики, девушка познакомилась со своим будущим мужем. В отличие от международного факультета, большинство студентов здесь – молодые люди. «Гидравлика и гидромашины распространены везде. Мне нравятся машины, я хочу в них разбираться, – объясняет она. – Моя ближайшая цель – своя личная машина. Имея в багаже знания, которые получу здесь, я понимаю, что передо мной открывается много перспектив, где можно себя реализовать».
Ее однокурсник Артур Кусяев специальность «гидравлика, гидравлические машины и гидропневмоавтоматика» выбрал целенаправленно. Для него решающим стало понимание того, что гидравлика применяется во всех отраслях промышленности, в любом агрегате. Зарубежная гидравлика более развита, чем в России, считает Артур: «Думаю, что наша кафедра готовит будущих инженеров, чтобы в дальнейшем наша страна в промышленных отраслях выходила на уровень европейской». После того, как окончит бакалавриат, он намерен поступать в магистратуру и остаться на своей же кафедре. Потом собирается защитить магистерскую диссертацию и пойти на предприятие.
«Мне интересно здесь учиться, потому что меня увлекает, как работают гидравлические машины, системы, гидропривод в частности. В свободное время начал учить английский язык. Я должен знать английский технический, потому что много гидроаппаратуры поставляется из-за рубежа, а все инструкции по эксплуатации данного оборудования написаны на иностранном языке, – рассказывает Артур. – Я только начал учить этот язык, мои знания пока не так уж глубоки, но цель, конечно, уже есть».
О востребованности специальности Артур судит по своей производственной практике: «Когда я проходил практику в Уральском инжиниринговом центре, в инженерном отделе каждый второй специалист имел наш диплом. Я уверен, что моя профессия востребована, в противном случае я бы тут и не учился».
Аспирант Дарья Хабарова – выпускница кафедры гидравлики. Ее научно-исследовательская работа была отмечена на всероссийском конкурсе как самая инновационная. Сейчас девушка продолжает тему исследований. Она планирует преподавать на кафедре и вести научную деятельность. «Меня привлекла работа с моим научным руководителем, Евгением Константиновичем Спиридоновым. Он показывает науку с интересной стороны, умеет привлечь, показать что-то действительно стоящее», – говорит она.
Кафедра гидравлики дает возможность студентам посмотреть мир уже начиная с третьего курса. Так, третьекурсница Маргарита Касымова планирует провести практику на авиационном заводе Комсомольска-на-Амуре. «Я не то чтобы романтик, – смеется она, – просто здесь все обжито, серо и тускло, хочется уехать в другое место. В Челябинске мы сможем пройти практику в любой момент. А если мне понравится в Комсомольске – уеду туда жить». Главным критерием при выборе специальности для Риты была техническая направленность. «Я думала, что здесь должно быть интересно, и не ошиблась. Много таких предметов, которые сразу понятны. Те же чертежи, формулы, расчеты – это интересно. К тому же на кафедре преподаватели – настоящие профессионалы. Они всегда готовы помочь, можно просто после пары подойти, и тебе все объяснят».
Максима Новикова на кафедру привела астрономия. В родной Сатке, учась в физико-математическом классе, он увлекся этой наукой, ездил на олимпиады по астрономии. «Это и заставило меня обратить внимание на аэрокосмический факультет. Решил пойти на гидравлику, потому что это более широкий профиль, чем другие направления факультета. Гидравлика используется везде, начиная с насоса и заканчивая турбинами крылатых ракет. Учиться интересно, даже первую сессию сдал на отлично. Да и вообще за все четыре курса у меня была одна четверка. Мне нравится отзывчивость наших преподавателей. Они рады, когда ты пытаешься что-то сделать, всегда готовы помочь советом. Практику я проходил в лабораторном комплексе, мы создавали 3D-модели распределителей. Последнюю производственную практику проходил на Челябинском компрессорном заводе, думаю, там же пройдет преддипломная практика и, скорее всего, пойду туда работать». В ближайших планах студента – работа и дальнейшая учеба в магистратуре. «Меня устраивает статус ЮУрГУ. Университет развивается, не стоит на месте, и я очень доволен, что учусь здесь».
Направления подготовки кафедры «Гидравлика и гидропневмосистемы»
15.03.02 «Технологические машины и оборудование».
Профиль подготовки «Гидравлические машины, гидроприводы и гидропневмоавтоматика».
Степень: бакалавр.
Срок обучения: 4 года.
Базовое образование: среднее.
15.04.02 «Технологические машины и оборудование».
Программа подготовки «Гидравлические машины, гидроприводы и гидропневмоавтоматика».
Степень: магистр.
Срок обучения: 2 года.
Базовое образование: бакалавр.
Направление 15.06.01 «Машиностроение»
Научная специальность 05.04.13 «Гидравлические машины, гидропневмоагрегаты»
Степень: кандидат технических наук
Квалификация: исследователь, преподаватель-исследователь.
Аэрокосмический факультет ЮУрГУ,
Кафедра гидравлики и гидропневмосистем,
адрес: г. Челябинск, пр. Ленина, 85, ауд. 312;
телефон: (351) 267-92-52;
e-mail: spiridonovek@susu.ac.ru.
Фото: Фото Олега Каргаполова