Быть скаутом – это на всю жизнь. Так говорят те, кто хоть одну смену провел в скаутском лагере. Чем это движение отличается от туристического, что отличает российскую организацию от других стран?
Ежегодно 5 февраля в мире отмечают Международный день скаутов. Несмотря на раскрученность этого движения в американских фильмах, зародилось оно не в США, а в Англии. Отставной полковник сэр Роберт Стивенсон Смит Баден-Пауэлл провёл в 1907 году на английском острове Броунси первый скаутский лагерь. В 1910 году скаутское движение было признано королевской хартией, в том же году учреждён и Международный день бойскаутов.
Россия была одной из первых стран, присоединившихся к скаутскому движению. Уже в 1909 году полковник Олег Иванович Пантюхов по инициативе Императора Николая II начал развивать скаутинг в нашей стране, и к 1917 году в России было 50 тысяч скаутов. На протяжении многих десятилетий скаутское движение было запрещено, и только в 1990 году при поддержке иностранных организаций в России вновь появились скауты.
В Челябинской области почти 30 лет существует скаутский лагерь педагога Виктора Петрова (прозаик, кинодраматург, член Союза кинематографистов РФ, номинант высшей кинематографической награды РФ «Ника», лауреат Государственной премии РФ за вклад в развитие литературы и искусства). В 1993 году Организацией Российских Юных Разведчиков Виктор Дмитриевич был награжден знаком «Серебряная лилия» за организацию скаутских лагерей в России.
За это время в лагере побывали тысячи мальчишек и девчонок в возрасте от 7 до 18 лет. Как рассказал старший воспитатель Александр Тавдидишвили, скаутский лагерь сложно сравнить с туристическим, скорее, с армейским: «Скаут с английского переводится как “разведчик”. Туристы идут в походы для преодоления расстояния, покорения вершин или рек. Наша цель – умение выживать, поэтому лагерь разбивается в лесу, в полевых условиях. Многие городские мальчишки не умеют элементарных вещей – колоть дрова, завязывать узлы, мыть посуду без горячей воды, разводить и поддерживать костры в разных климатических условиях.
Но помимо навыков выживания воспитываются лидерские качества, воспитывается активная гражданская позиция. У детей формируется чувство любви к своему родному краю, своей малой родине на основе приобщения к родной природе, культуре и традициям. Развивается чувство гордости за достижения страны, желание сохранять её богатства. Воспитывается чувство патриотизма, уважения и благодарности к подвигу соотечественников. Для того, чтобы прожить смену, нужно учиться быть самостоятельным, сильным, и в то же время необходимо взаимодействовать в команде, думать не только о себе, но и других».
По словам Александра Тавдидишвили, российские скауты отличаются от других, например, американских, именно своей самостоятельностью: «В 2001 году к нам приезжали скауты из Америки. Мы были удивлены, насколько у них все формализовано до предела – у каждого своя аптечка, никому нельзя шагу ступить без согласия вожатого, даже в туалет. Конечно, у нас есть старшие, которые следят за порядком, есть свои правила, но самостоятельность никто не отменял».
В скаутском движении сегодня наравне участвуют и мальчишки и девчонки. Они размещаются в разных отрядах, также есть разделение по возрастам. При этом все мероприятия проводятся совместно.
У скаутов есть своя иерархия. Но первый скаутский галстук сине-голубого цвета нужно заслужить. Для этого недостаточно просто побывать в лагере. Старшие по званию оценивают вклад каждого школьника. «Нельзя просто отсидеться в палатке, нужно проявлять себя, помогать на кухне, участвовать во всех делах лагеря. Только в таком случае можно заслужить первый галстук, – говорит Александр Тавдидишвили. – Тогда же произносится клятва. Следующая ступень – старший скаут, его отличает узкая каёмочка виде триколора на сине-голубом галстуке. Есть также скауты с зеленым галстуком – это старшие педагоги и инструктора лагеря. Высшая ступень – оранжевый галстук с черной каёмкой».
За смену в лагере Виктора Петрова бывает до 150 детей. Летом несколько недель они живут на берегу озера Тургояк. Также скауты собираются зимой, весной и осенью.
Теперь в мире насчитывается 39 миллионов скаутов, скаутские организации действуют в 217 странах и объединены во Всемирную организацию скаутского движения.
Фото: Фото предоставлено лагерем Виктора Петрова