Минобрнауки назвало список специальностей, которые будут востребованы на рынке труда к 2020 году. Они связаны с развитием IT-отрасли и педагогикой.
Теме высшего образования были посвящены парламентские слушания в Госдуме. Заместитель главы Минобрнауки РФ Александр Климов озвучил направления подготовки, которые получат больше всего бюджетных мест. «В перспективе до 2020 года отраслевые министерства и объединения работодателей с учетом мнения субъектов прогнозируют возрастающую потребность таких направлений, как педагогические, в области здравоохранения, инженерной подготовки, в сфере IT-технологий и ядерной энергетики, авиационной, ракетно-космической техники, технологий кораблестроения», – сказал Климов.
По его словам, это обуславливают увеличения бюджетного приема на педагогические и инженерные направления подготовки последние четыре года. «В 2017 году 60% всех бюджетных мест будет приходиться на инженерию и педагогику. Распределение такое: 46% всех мест будет отдаваться на инженерную подготовку и 14% – на подготовку будущих педагогов», – заключил Климов.
Участники парламентских слушаний заявили о необходимости принятия стратегии развития высшего образования. В документе предлагается определить приоритетные направления развития высшего образования, прогноз потребности в специалистах разного уровня, возможную типологию вузов.
«С одной стороны, мы можем быть довольны нашим высшим образованием, во всяком случае по количеству людей с вузовскими дипломами, – сказал он. – Но оснований для особой радости нет, потому что часто за этими цифрами стоят не самые качественные вузы и программы. Порой за этим стоят показатели, которые не отражают интеллектуального лидерства», – подчеркнул председатель комитета Госдумы по образованию Вячеслав Никонов.
Заместитель председателя Комитета по образованию Надежда Шайденко затронула вопрос законодательного определения статуса аспирантуры, которая с некоторых пор стала третьим уровнем образования. Но большое количество современных аспирантов не планируют в перспективе заниматься научной деятельностью. Ученая степень стала атрибутом социального престижа. А среди тех, кто готов заниматься наукой, около 40% предпочли в качестве места работы Германию, Англию, Францию и Канаду.
Первый заместитель председателя Комитета по образованию Олег Смолин акцентировал внимание на реорганизации и ликвидации вузов. Федеральная целевая программа развития образования, по его оценке, глубоко ошибочна, так как базируется на ложных тезисах. Студентов стало почти вдвое больше, чем в советское время, но при этом «бюджетные» сократились. Вузов тоже стало больше, чем было в Советском Союзе, но в расчете на душу населения это все равно меньше, чем в США. Нет доказательств и тому, что чем крупнее вуз, тем умнее студенты. «Во всем мире лучшие вузы с наивысшим рейтингом или средние или небольшие. А самые крупные вузы дают обычное массовое образование. И то, что многопрофильные вузы лучше профильных, тоже неправда», – уверен Смолин.
Президент Финансового университета при Правительстве РФ Алла Грязнова призвала не ставить знак равенства между процессом оптимизации и процессом слияния и поглощения вузов. Последний, по ее словам, порой приводит к потере управляемости и профессионализма.
Фото: Фото с сайта Shutterstock.com