RU74
Погода

Сейчас+16°C

Сейчас в Челябинске

Погода+16°

небольшая облачность, без осадков

ощущается как +12

5 м/c,

зап.

735мм 42%
Подробнее
4 Пробки
USD 90,99
EUR 98,78
Образование Курсы для IT-специалистов

Курсы для IT-специалистов

Стать IT-специалистом европейского уровня, получить дополнительные знания и повысить квалификацию теперь стало гораздо проще. В Челябинске в рамках международного проекта Tempus организованы курсы по подготовке высококлассных айтишников. Они проходят на базе кафедры ЭВМ Южно-Уральского госуниверситета. Чем эти курсы отличаются от вузовского образования, какие программы предлагаются, в чем преимущества европейского подхода и какие бонусы получат слушатели – об этом рассказал доцент кафедры, руководитель программы Игорь Кафтанников.

– Игорь Леопольдович, расскажите о проекте Tempus.

– Tempus – одна из программ Европейского Союза, направленная на содействие развитию систем высшего образования в странах-партнерах. Она является одной из самых продолжительных, ее первый этап начался в 1990. В России программа действует с 1994 года. По этой программе ЮУрГУ сумел получить грант на подготовку специалистов для IT-отрасли. Она предполагает организацию обучающих курсов.

Особенность и преимущество этой программы в том, что она реализуется не одним вузом, а целой сетью высших учебных заведений. Например, координатором в России является Саратовский государственный технический университет. Помимо него и ЮУрГУ эту программу реализует четыре вуза России и пять вузов Казахстана. Мы можем обмениваться образовательными программами и опытом работы, что важно для повышения эффективности обучения.

Согласно программе проекта в ЮУрГУ создан Образовательный центр европейских квалификаций, обучение в котором ведется на основе европейской квалификационной рамки. Все курсы, преподаваемые в учебном центре, обеспечивают получение конкретной ИКТ-квалификации с учетом особенностей российской системы предоставления дополнительных образовательных услуг. Для студентов, обучающихся в таких центрах, создан единый портал профессионального ИКТ-образования, где представлены образовательные ресурсы, разработанные всеми участниками проекта. Возможно также получение квалификаций по программам разных вузов в виде сетевого формата обучения

Вузам, участвующим в этом проекте, были предложены 20 тем курсов. Каждый университет разработал пособия по выбранным темам. Например, наши преподаватели кафедры ЭВМ разрабатывали программы для подготовки тестировщиков информационных систем и специалистов по программированию встроенных систем. Но это не значит, что в ЮУрГУ курсы будут вестись только по этим двум направлениям. По внутренней сети мы можем обмениваться программами с другими вузами и проводить обучение в соответствии с запросами слушателей. Это можно назвать модульным обучением, где каждый получает те знания, которые ему необходимы в данный момент. Также следует добавить, что мы не ограничимся только текущими курсами, но и будем расширять круг квалификаций, учитывая также требования профессиональных стандартов в области ИКТ.

– Вузы, участвующие в проекте, проходили специальный отбор?

– Да. Координаторы Tempus смотрели наличие базы, условия, уровень преподавателей. Мы прошли по всем критериям. Студенты нашей кафедры были неоднократными призерами всероссийских олимпиад по программированию, выходили в финал международного конкурса Microsoft.

– Чем обучение на курсах отличается от вузовского? Что значит европейский подход?

– В Европе и в России разные подходы к образованию. В современных условиях требуются специалисты, владеющие конкретным набором компетенций. Этого требуют и работодатели, им так проще разделить функции и управлять компанией. Такой же подход и в США. В России же учат основательно всему – от нуля и до максимума. С одной стороны это хорошо – мы готовим универсала, знающего несколько языков программирования, способного выполнять несколько задач.

С другой стороны, есть минусы. Особенно они чувствуются в подготовке айтишников. Мир развивается очень быстро, и через четыре года, когда выпускник, получит диплом, его знания могут устареть или оказаться неполными. Только посмотрите, как быстро развиваются информационные технологии: вначале у всех появился персональный компьютер, на смену пришли ноутбуки, моноблоки, мобильные устройства – планшеты, смартфоны.

Сейчас например, возникло новое направление – интернет-вещей, когда множество всяких гаджетов могут взаимодействовать друг с другом без участия человека. Допустим, вы садитесь в автомобиль без водителя, он выстраивает ваш маршрут, везет домой и в это же время дает сигналы мультиварке о том, что нужно приготовить ужин, включает отопление и так далее. Это перспектива ближайшего десятилетия.

Если мы будем готовить специалистов по четыре-пять лет, то мы просто не будем успевать за этими изменениями. К тому же вузы больше дают академических знаний, чем прикладных. Курсы – один из вариантов решения подобной проблемы. Они позволяют человеку быстро заполнить пробелы, получить свежие знания, повысить свой профессиональный уровень для карьерного роста.

– Кто может стать слушателем курсов?

– Курсы разработаны с разделением на уровни, начиная от базового. Поэтому стать слушателем может любой желающий, но имеющий способности или смежное образование. Например, если человек окончил математический факультет и хочет сменить профиль деятельности. Много желающих среди студентов и выпускников техникумов и вузов. Отдельная категория слушателей – те, кому курсы нужны для повышения квалификации, карьерного роста. Обращаются также предприятия, компании, которые готовы направить своих сотрудников на обучение. Для них может быть разработана даже отдельная программа, в зависимости от запроса.

Есть также дистанционные программы обучения. То есть к нам могут обратиться люди из других регионов и пройти необходимый курс.

Стоит отметить, что в проект Tempus предполагает бесплатное обучение 55 слушателей. Первые 20 у нас отучились в прошлом году.

– Сколько времени длятся курсы?

– Минимальный объем курса – 72 часа. Все зависит от программы – это дополнительное образование, переподготовка или повышение квалификации. Занятия ведутся по вечерам, чтобы их было удобно посещать тем, кто учится или работает. Курсы включают в себя лекции, лабораторные работы. Затем сдается экзамен и вручается документ о прохождении курсов.

– Насколько востребованы сегодня IT-специалисты на рынке труда? Насколько быстро они смогут найти работу после прохождения курсов?

– Мы анализировали резюме и вакансии в этой сфере. По количеству запросы и предложения совпали, но по содержанию – нет. Оказалось, довольно много предложений по сайтостроению, а предприятиям это уже не актуально. Работодателям нужны специалисты, знающие Java, умеющие управлять проектами. При этом предлагаются хорошие условия, а вот желающих с таким набором знаний мало.

В целом, сегодня любая организация нуждается в IT-специалистах, особенно айтишники востребованы в сфере медицины, страхования, банковской отрасли, где активно осваиваются электронные системы.

Еще одно преимущество наших курсов в том, что некоторые слушатели могут получить приглашение на стажировку за рубежом. Наши первые студенты работали в Испании в крупных фирмах. Таким образом, координаторы проекта Tempus оценивают качество обучения, а слушатели получают бесценный опыт.

В ЮУрГУ проект Tempus реализуется кафедрой электронно-вычислительных машин (ЭВМ) факультета Компьютерных технологий, управления и радиоэлектроники под руководством профессора кафедры, к. т. н. Игоря Леопольдовича Кафтанникова (kil7491@gmail.com), тел.: 267-90-50.
Директор Образовательного центра европейских квалификаций Плаксина Юлия Геннадьевна (plaksinayg@yandex.ru), тел.: 267-90-50.
С дополнительными вопросами о сотрудничестве можно обратиться к начальнику Отдела по работе с международными программами и фондами Управления международного сотрудничества ЮУрГУ Балакиной Юлии Витальевне (grants@susu.ru), тел.: 267-97-99.

Фото: Фото предоставлено ЮУрГУ, с сайта Shutterstock.com

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем
Объявления