Школьники Челябинской области научили роботов собирать мусор. В ДПиШ им. Крупской прошел региональный этап Всероссийской робототехнической олимпиады. Ребята разработали и показали машины, способные сделать планету чище. Подробности с мероприятия, впечатления участников и комментарии судей – в репортаже ChelDiplom.ru.
«Гироскоп проверь! И не волнуйся, все хорошо будет», – Сергей Звездин перед ответственным этапом дает последние наставления сыну Владимиру – участнику соревнований. Сейчас роботу предстоит первая попытка пройти дистанцию.
Во Дворце пионеров и школьников им. Н. К. Крупской на региональный этап Всероссийской робототехнической олимпиады собрались более ста команд из 20 муниципальных образований области. Молодые робототехники соревнуются в четырех направлениях: творческая, основная и свободная категории, а также футбол роботов.
В первой – творческой – категории оцениваются проекты устройств, предназначенных для борьбы с мусором, его утилизации и переработки. Команды, участвующие в номинации «Футбол WRO», представляют роботов, задача которых проводить атаку и защищать ворота. Мячом служит инфракрасный шар, улавливаемый датчиками приборов. Следующая категория – основная – подразумевает выполнение школьниками разных заданий, в зависимости от возрастной группы. Так, самые младшие должны создать робота, который поможет очистить дорогу к школе. Ребята из средней возрастной группы работают над устройством, способным собирать в доме отходы и складывать их в мусорные баки, которые затем забирает муниципальная служба. Самая сложная задача у старших: им необходимо сконструировать завод по переработке мусора. Соревнования проходят в два этапа: квалификация и суперфинал.
В квалификации у каждой команды – три попытки. «Попытка выглядит следующим образом: вызывается команда, состоящая всегда из двух человек. Они ставят робота на поле, запускают программу, – рассказывает главный судья олимпиады, педагог Дома юношеского технического творчества Челябинской области Арслан Кучуков. – Робот программу выполняет и во время прохождения по полю набирает очки». Между попытками командам дается примерно 45 минут на тренировку. Во время нее юные робототехники могут корректировать, менять программу или конструкцию своего устройства. Причем делать это они должны самостоятельно: тренер, хоть и присутствует на соревновательной площадке, помогать не имеет права. Затем четыре команды, набравшие наибольшее количество очков в квалификации, борются за призовые места в суперфинале. Дима Цисарь и Артур Крымский из троицкого лицея №13 – участники основной средней категории – в число лидеров не попали, однако говорят, что расстроились не очень сильно и мечты о том, чтобы в будущем стать инженерами, не оставили. Юные робототехники признаются, что к соревнованиям готовились серьезно: последние два месяца тренировались по несколько часов каждый день. В их лицее робототехника – обязательный предмет для обучающихся по физико-математическому профилю. «Роботами заниматься у нас модно и престижно. Кто хорошо разбирается, того и одноклассники уважают», – делятся Артур и Дима. Школьники признаются, что секреты программирования и конструирования обсуждают не только на занятиях, но и когда выходят гулять. Ребята вместе отслеживают новости в мире робототехники, знают, какие модели выходят, и запросто могут рассказать о последних технических усовершенствованиях.
Второй год в рамках Всероссийской робототехнической олимпиады проводятся отдельные соревнования среди дошкольников: специально для самых маленьких учреждена номинация «ИКаРёнок». Дети здесь представляют творческие проекты на тему «Все профессии нужны, все профессии важны».
«У дошкольников задание по конструированию. Умение конструировать мы связываем с умением созидать. Здесь для нас важны не столько технические навыки, сколько понимание ребенком того, что нужно не разрушать, а создавать, строить, – рассказывает директор Дома юношеского технического творчества Челябинской области Владислав Халамов. – Работы малышей очень интересные. Когда смотришь, кажется, что очень сильно помогали педагоги. Это впечатление, однако, уходит, если присутствуешь на защите работ: ребята очень хорошо понимают то, что они делают. Мы видим умение дошкольников грамотно, четко говорить – не по годам. Кстати, особенность малышей в том, что если они тебе начали рассказывать, ты уже не уйдешь, пока не дослушаешь до конца. Они тебя будут буквально ловить за рукав».
Преподаватель начальной общеобразовательной школы №1 Магнитогорска Оксана Тыщенко своих воспитанников на «ИКаРенка» привезла впервые. Их проект посвящен четырем профессиям: пожарные, спасатели, инженеры-технологи и эксперты-криминалисты. «Прежде чем собирать какие-то модели, мы с родителями и детьми ездили на пожарные станции, знакомились с оборудованием: что, зачем и как. Погружение в профессию было просто необходимо», – отмечает наставник. Педагог признается, что главным критерием при отборе ребят на конкурс была их раскрепощенность и коммуникабельность. Самыми подходящими кандидатурами оказались Илья Павелко и Саша Алексеев. Мальчики достойно представили проект, благодаря чему команда заняла второе место.
«Конечно, малышам немного помогали школьники: первые, вторые третьи классы. Они советовали, как деталь поставить, как программу написать, – признается Оксана Тыщенко. – Но все же основной вклад здесь внесли родители. Ребята много занимались дома, репетировали с мамами и папами. Заинтересованность родителей вполне понятна: они хотят, чтоб их дети были умными, нашли место в этом мире. В нашей школе учится мальчик, который много лет подряд принимает участие в соревнованиях и показывает хорошие результаты. У него уже есть путевка в высшее учебное заведение в Москве, хотя он учится еще в среднем звене. Родители других детей понимают, что лего-конструирование может обеспечить будущее ребенка, поэтому всячески поощряют такие занятия».
Анна Лычагина приехала из Миасса, чтобы поддержать своего сына Никиту на соревнованиях. «Времени совершенно не жалко! Я могу даже оставить работу и приехать. Для нас это очень важное событие», – делится мама юного робототехника. Никита объявил, что хочет заниматься лего-конструированием, еще в первом классе. Сейчас он учится в восьмом. «Из игрушек ему всегда только конструктор нравился. Даже киндер-сюрприз покупали только из-за деталек, которые можно собирать-разбирать, – рассказывает Анна Лычагина. – Я занятия робототехникой целиком и полностью поддерживаю. Это формирует характер, логику, дает разные знания. Мой ребенок, например, серьезно изменился. Можно сказать, мы нашли ту область, в которой он смог раскрыться».
В 2013 году Никита занял первое место в международной олимпиаде по робототехнике в Индонезии. Задания регионального этапа после этого школьнику показались очень простыми. В Челябинской области он вместе со своим другом стал лучшим в основной средней категории. Теперь думает о том, что необходимо показать достойные результаты на России.
Компанию ребятам из Миасса на Всероссийской робототехнической олимпиаде, которая состоится 24-26 июня в городе Иннополис (Республика Татарстан), составят еще 9 команд-победителей в различных «взрослых» категориях и три самые сильные команды дошкольников. Затем лучшие робототехники страны отправятся на World Robot Olympiad в столицу Индии Нью-Дели. «Перспективы у Челябинской области серьезные. У нас традиционно несколько первых мест в разных категориях на России и от одного до трех первых мест на мировых соревнованиях. Очень надеемся, что в этом году тоже удастся показать высокие результаты», – заметил Владислав Халамов.
Фото: Фото Олега Каргаполова