Образование Татьяна Черкасова, медицинский психолог, выпускница ЮУрГУ: «Знания, полученные в вузе, я использую каждый день»

Татьяна Черкасова, медицинский психолог, выпускница ЮУрГУ: «Знания, полученные в вузе, я использую каждый день»

Татьяна Черкасова – медицинский психолог кабинета паллиативной помощи. Каждый день ее ждут дети и их родители. Многим она подарила надежду на будущее, научила жить без сожаления, несмотря на сложные, можно сказать, безнадежные заболевания. Необходимый багаж знаний, в котором так нуждаются и взрослые, и дети, Татьяна Черкасова получила на факультете психологии ЮУрГУ.

1 из 4

Паллиативная помощь (от фр. palliatif, от лат. pallium – покрывало, плащ) – это подход, позволяющий улучшить качество жизни пациентов и их семей, столкнувшихся с проблемами угрожающего жизни заболевания. Термин «паллиативный» происходит от латинского pallium, что имеет значение «маски» или «плаща». Это определяет содержание и философию паллиативной помощи: сглаживание – смягчение проявлений неизлечимой болезни и/или укрытие плащом – создание покрова для защиты тех, кто остался «в холоде и без защиты».

–Татьяна Николаевна, почему вы выбрали профессию медицинского психолога?

– Психология всегда меня интересовала, но пришла я в эту профессию не сразу. Вначале работала на «скорой помощи», затем училась на психолога и думала, что психология – не моё, несколько раз хотелось уйти из профессии. Клиническая (медицинская) психология оказалась той специальностью, которая полностью отвечала моим внутренним запросам, соединяла в себе и психологию, и медицину. В кабинете паллиативной помощи детям я работаю как с пациентами с ОВЗ, так и со здоровыми людьми.

Я никогда не думала, что буду учиться в ЮУрГУ. Раньше он назывался Челябинским политехническим институтом, а я от технических специальностей была очень далека. Но кафедра клинической психологии в Южно-Уральском государственном университете очень сильная. Там работают профессионалы своего дела. Со многими преподавателями я до сих пор поддерживаю связь, могу проконсультироваться по какому-либо вопросу.

– Говорят, что теория сильно отличается от практики. Насколько университетские знания пригодились в непосредственной работе?

– Медицинская психология – относительно молодая наука. Учебный процесс выстраивался так, что теория неразрывно связывалась с практикой. Нас учили всему, вплоть до правовых основ, потому что специалист должен знать приказы, нормативные акты. Я до сих пор храню все лекции, частенько перелистываю тетради, освежаю в памяти методики, с которыми нас знакомили. Конечно, сейчас много материала в Интернете, есть книги, но лекции ничто не заменит, потому что в них информация выдавалась четко, структурировано, с ответами на все наши вопросы. На факультете изучались и современные направления медицинской психологии: методы патопсихологии, нейропсихологии, позволяющие исследовать психические особенности больного.

В 2016 году факультет Психологии был реорганизован и вошел в состав Института социально-гуманитарных наук. Кафедра «Клиническая психология» вошла в состав Высшей медико-биологической школы ЮУрГУ.

– Вам каждый день приходится сталкиваться с болью, страданиями, вселять надежду в детей, от которых иногда отказываются врачи. Это был ваш осознанный выбор?

– Я не делю людей на инвалидов и здоровых, просто вижу, что детям с серьезными заболеваниями нужно чуть больше времени, чтобы что-то освоить. Конечно, кто-то пугается больных детей, людей в инвалидных колясках, некоторые предпочитают не видеть их, не замечать, но это не значит, что их нет.

В паллиативной службе могут работать именно медицинские психологи. За время практики в вузе у нас была возможность попробовать себя в разных структурах. Я побывала в центре медицины катастроф, но поняла, что долго там не смогу работать. Работа в кабинете паллиативной помощи детям дает возможность применять свои знания и раскрывать свой потенциал.

Наш кабинет оказывает паллиативную медицинскую помощь семьям, в которых есть дети с ограниченными возможностями здоровья, и ближайшему окружению: родителям, опекунам, братьям и сестрам. Каждый день мы проводим консультации на дому и по видеосвязи, мастер-классы для детей, творческие мастерские. Психолог может выполнять и роль «Больничного клоуна», провести с ребенком игровую и смехотерапию, помогая забыть про боль и порадоваться вместе.

Мы также проводим научно-исследовательскую работу, изучаем особенности данных семей: психоэмоциональное состояние детей, родителей, для оказания эффективной паллиативной психологической помощи.

Благодаря сотрудничеству с факультетом психологии ЮУрГУ, у меня есть возможность делиться своим опытом, выступать на научных конференциях.

Сейчас я понимаю, какую базу заложили в нас наши преподаватели. Спасибо большое Михаилу Алексеевичу Беребину и другим преподавателям, потому что они научили меня, как проводить психодиагностику, подбирать методики, общаться с пациентами. Эти знания я использую в своей работе каждый день.

Ник Вуйчич общается с детьми
После выступления Ника Вуйчича
Пеликанушка
С уполномоченным по правам человека Маргаритой Павловой
1 из 4
Ник Вуйчич общается с детьми

– Есть стереотип, что работа с детьми, имеющими тяжелые заболевания, бесполезна.

– Это действительно стереотип. Я каждый день убеждаюсь в том, что чем больше мы занимаемся с ребенком, с семьей, тем положительней динамика. От таких детей и их родителей получаешь огромную эмоциональную отдачу. Это только, на первый взгляд, кажется, что некоторые дети ничего не понимают, но они все чувствуют и чувствуют лучше нас.

Проводимые психологические консультации с родителями помогают им преодолевать свои страхи – это боязнь за здоровье своего ребенка, его будущее, боязнь выходить на улицу с больным ребенком из-за оценки и непонимания со стороны окружающих, боязнь заводить новые знакомства.

Для таких семей мы проводим мероприятия, программы которых разрабатываются в команде специалистов службы, направленных на повышение мотивационного компонента, расширения круга знакомств, сплочения, снижения психоэмоционального стресса. В год мы проводим более 20 таких мероприятий, одно из ярких событий – это знакомство с известным оратором Ником Вуйчичем, где каждый смог получить положительный эмоциональный заряд и веру в себя.

В работе мы взаимодействуем с храмами «Утоли моя печали» и «Неупиваемая чаша», где семьи могут получить духовную поддержку. Сотрудничаем с различными культурными и спортивно-оздоровительными центрами. Дети учатся рисовать, лепить, мастерить. Затем проводятся выставки их творческих работ. Для ребят это огромное достижение и гордость.

Нам всегда приятно слышать теплые слова благодарности от родителей и видеть радость в глазах детей. Несмотря на трудности и боль, семьи очень позитивные и мы сами учимся у них воспринимать жизнь в разных красках, разделяем их радость и боль.

На кафедре нас научили умению заботиться о себе, проводили с нами тренинги, позволяющие избежать синдрома профессионального выгорания. Это тоже очень важный опыт, который я использую в своей работе.

– Как можно обратиться в кабинет оказания паллиативной помощи детям?

– Можно позвонить по телефону в Челябинске 256-40-40, также есть информация на сайте МБУЗ ГКБ №9. Мы оказываем выездные услуги, потому что не всегда мама с особенным ребенком может приехать в центр. Осваиваем компьютерные технологии. Сейчас по скайпу семьи могут оперативно получить консультацию реаниматолога, невролога, психолога и других специалистов. Вся необходимая информация есть на нашем сайте.

Фото: Фото из архива Татьяны Черкасовой

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
8
ТОП 5
Мнение
«Зовите командира, я научу его летать». Бортпроводник — о самых неприятных пассажирах
Кирилл Фрош
Мнение
«Сердце стучало в ребра». Как россиянин 20 лет пил энергетики и вдруг перестал — может, последуете его примеру?
Анонимный автор
Автор предпочел остаться неизвестным
Мнение
ИИ, Челябинск запили! Любитель затестила графические возможности нейросетей — результат удивляет
Анна Голубницкая
внештатный корреспондент Городских порталов
Мнение
«Копай и собирай мешки бесконечно»: неравнодушная россиянка поехала волонтером в Анапу и показала масштабы трагедии без прикрас
Дарья
Мнение
«Тариф с попутчиком очень недоработан»: водитель такси откровенно рассказал о том, что его бесит в работе
Михаил Швалёв
Самозанятый, водитель-партнёр «Яндекс Такси»
Рекомендуем
Объявления