Южно-Уральский государственный университет вступил на новый этап развития. В прошлом году он попал в федеральный Проект 5-100, направленный на вхождение российских вузов в топы мировых рейтингов. Что изменится в процессе обучения студентов, как планируется повышать качество образования и какие перспективы ожидают ЮУрГУ, об этом рассказал проректор по стратегическому развитию Андрей Келлер.
– Что такое Проект 5-100, и какие требования предъявляются вузам-участникам?
– Это проект по повышению конкурентоспособности российских университетов среди ведущих мировых научно-образовательных центров. В 2015 году национальный исследовательский Южно-Уральский государственный университет вошел в число шести победителей второго открытого конкурса. В настоящее время в Проект 5-100 входят 21 вуз, в том числе ЮУрГУ.
В университете разработана «дорожная карта» поэтапного достижения необходимых показателей. Задача стоит амбициозная – укрепление и улучшение позиций вуза в мировых рейтингах. Надо сказать, что в составлении «карты» мог принять участие каждый студент, преподаватель и сотрудник ЮУрГУ.
Создаваемая система позволит выпускникам получить качественное современное образование, навыки, необходимые для работы в любой сфере, возможности проявить свои способности, показать себя и быть востребованным на рынке труда.
– В этом году кардинально изменилась структура вуза – вместо большинства факультетов появились новые институты.
– Эти изменения продиктованы временем. Мы ориентируемся на лучшие образцы ведущих вузов мира и опыт университетов, вошедших в Проект 5-100. Там нет кафедр и факультетов в нашем привычном понимании. Студенты выбирают не факультет, а образовательную программу. Например, абитуриент выбрал направление «Наземные транспортные средства специального назначения», поступил. Затем назначается руководитель образовательной программы, а занятия ведут не преподаватели одного факультета, а лучшие преподаватели всего вуза, то есть математику читают представители кафедры математики, физику – представители кафедры физики и так далее. К этом мы тоже будет стремиться. Изменения, которые уже произошли, связаны с оптимизацией структуры вуза, с концентрацией усилий на прорывных направлениях. Мы создали на базе 28 факультетов 10 высших школ и институтов, сконцентрировав академические подразделения, устранив дублирование программ подготовки и сократив управленческий аппарат.
Таким образом, создается возможность осознанно выбирать направление подготовки, потому что специализация будет начинаться на втором курсе, когда студент уже познакомился с системой обучения и понимает, какие знания ему пригодятся в жизни. Уверен, что абитуриенты, поступающие в ЮУрГУ, оценят созданные преимущества.
– Что будет сделано для повышения качества образования?
– В каждом институте появятся зоны элитной подготовки. Они предполагают более углубленное изучение предметов. Конечно, обучение в них потребует усилий со стороны прежде всего студентов, потому что они должны быть готовы к более глубокому освоению дисциплин. Помимо основных предметов в зонах элитной подготовки будет вестись усиленное изучение английского языка, в том числе профессионального. Владение иностранным языком в условиях глобализации рынка является важным конкурентным преимуществом при трудоустройстве. Углубленное изучение английского будет вестись за счет вариативной части основной образовательной программы. Но это будут обязательные часы, а не на усмотрение студента – хочу хожу, хочу – не хожу. Значительно расширится вариативная часть образовательной программы. То есть студент сможет выбрать из большего числа дисциплин те, которые ему пригодятся в дальнейшей работе. Это позволит каждому обучающемуся создать свою индивидуальную образовательную траекторию. Кроме того, будет реализован проектный подход к обучению. Это значит, что студенты с первого курса будут привлекаться к участию в междисциплинарных проектах. Это позволит им лучше осваивать выбранную специальность, учиться работать в команде, решать реальные задачи.
В качестве примера – проект для КАМАЗа. В ЮУрГУ разрабатывается система управления блокировки дифференциалов. Проект потребовал участия разных специалистов – маркетологов, которые сказали бы, нужна ли такая система, какой ее хотят видеть потребители; специалистов в области математического моделирования; инженеров, которые смогли бы разработать конструкцию; технологов и так далее. Сейчас мы вышли на этап производства и испытаний. И теперь нам нужна помощь специалистов в сфере IT, владеющих технологиями управления. На каждом этапе были сформированы группы из ученых и студентов, которые работали все вместе, а не оторванно друг от друга. Такая проектная работа позволит студентам не только приобрести практические навыки, но и хорошо зарекомендовать себя в компаниях-партнерах еще во время обучения.
Подобный подход давно реализуется совместно с компанией Emerson, когда наши студенты учатся по специальным программам с учетом того, что требует работодатель. Представители компании даже проводят ряд учебных курсов.
– Как будет выстраиваться международная деятельность вуза?
– Проект 5-100 предполагает взаимодействие с ведущими университетами мира. Под словом «ведущие» подразумеваются университеты, которые входят в топ влиятельных рейтингов. ЮУрГУ несколько лет реализует совместные образовательные программы с авторитетными университетам Европы и Америки. Сегодня их насчитывается более десяти. Это программы с Лаппеенрантским технологическим университетом (Финляндия), Университетом Кларка (США), рядом вузов Китая и Европы. Недавно мы побывали на международной конференции NAFSA, проходившей в столице штата Колорадо в Денвере. В ней принимали участие около пяти тысяч лучших университетов и колледжей. На этом форуме были достигнуты договоренности о сотрудничестве с рядом иностранных вузов. Такой проект позволит студентам получать два диплома – ЮУрГУ и зарубежного университета; проходить практику в международных корпорациях; участвовать в летних программах. Мы планируем активно привлекать ученых с мировым именем к преподавательской работе. Они будут вести лекции очно и дистанционно. На уровне аспирантуры предполагается вариант двойного кураторства, когда научной работой руководят профессор из ЮУрГУ и профессор из другого университета.
– Как будет поддерживаться научная работа в вузе?
– Если посмотреть программу стратегического развития университета – нашу «дорожную карту», то вы увидите, что львиная доля финансов государства направлена на поддержку талантливых студентов, молодых ученых, развитие науки. ЮУрГУ выполняет порядка 600 научно-исследовательских работ в год. Уже сейчас определены научные направления, которые актуальны не только для региона или России, но и для всего мира. Мы нацелены на то, чтобы привлекать к этой работе как можно больше молодых людей – студентов, аспирантов. Для этого разрабатываются меры материальной поддержки. Абитуриенты, поступающие с высокими баллами ЕГЭ, будут получать повышенную стипендию. Затем, уже будучи студентами, они смогут претендовать на гранты. Например, в ЮУрГУ проходит конкурс «Старт в науку», где студенты презентуют свои идеи. Лучшие проекты получат финансирование. Наша задача, чтобы выпускники выходили из стен университета уже с готовым к коммерциализации продуктом, могли создать свой наукоёмкий и высокотехнологичный бизнес.
– Сейчас идет приемная кампания в вузы, что бы вы пожелали абитуриентам?
– Прежде всего, верить в себя и свои силы, уметь пользоваться открывающимися возможностями. Вхождение университета в элиту российского образования, амбициозная задача достижения глобальной конкурентоспособности на мировом рынке – это как раз возможность получить образование, которое позволит уверенно идти по жизни.
Фото: Фото с сайта Shutterstock.com, предоставлено ЮУрГУ