Школьники должны выглядеть опрятно, приходить на уроки без броского макияжа, ярко окрашенных волос или пирсинга. Должны, но не обязаны. В Карелии прокуратура вступилась за права детей и потребовала отменить локальные акты учебных заведений с запретами относительно внешнего вида учащихся. Мы решили выяснить, как реагировать учителям и родителям на желание подростков выделиться из толпы и где грань между самовыражением и неуважением.
Для консервативной российской системы образования случай в Карелии стал ударом в спину. Прокуратура установила, что локальные акты, содержащие требования к правилам приема обучающихся, к их одежде, к правилам внутреннего распорядка, не соответствовали Федеральному закону «Об образовании в Российской Федерации», приказам Минобрнауки России, а также постановлению правительства Республики Карелия. Например, школы устанавливали единственно возможный цвет парадной сорочки для мальчиков и блузки для девочек – белый. Кроме того, содержались требования к длине каблука, волосам, макияжу и маникюру, размерам сумок.
«Поскольку тем самым устанавливались необоснованные исключения из общего порядка по усмотрению советов образовательных организаций, а также завышенные требования к обучающимся, прокуратура района направила руководителям школ 17 протестов на незаконные локальные нормативные акты», – говорится в сообщении надзорного ведомства.
«В нашей школе установлены требования только к одежде – ученики должны носить школьную форму, а в старших классах – соблюдать в одежде деловой стиль. Какими должны быть макияж и прическа, говорится на встречах с родителями и классных часах. Пока случаев разбирательств по поводу вызывающего внешнего вида у нас не было. Девочки, если и красят ногти, то бледным или прозрачным лаком. Даже если мы выводим ребят на какие-то мероприятия вне стен школы, мне за них не бывает стыдно», – говорит директор челябинской школы №87 Татьяна Абакумова.
Большинство учителей предпочитают решить конфликт с учеником, который решил выделиться из толпы, мирной беседой. «С мальчиками таких проблем гораздо меньше, они как-то спокойнее. А вот девчонки стараются перещеголять друг друга. В моей практике было такое, что приходили на уроки с ярко-красными волосами, в мини-юбке и ботфортах – выглядит это все вульгарно. Как такую ученицу к доске вызывать? – делится учитель математики Мария Круглова. – На ногти и макияж я уже внимания не обращаю. Но оставляю девчонок после урока, объясняю, что всему свое место. Хотите выделиться – делайте это вне стен школы, а здесь нужно не себя демонстрировать, а свои знания. Свой богатый внутренний мир и разнообразие интересов они отлично умеют отражать в соцсетях, поэтому в школе его не обязательно так явно показывать».
О замечаниях к внешнему виду учеников педагоги сообщают и родителям. Мама уже теперь студентки третьего курса Елена Гердт считает, что иногда учителя перегибают палку: «Когда дочь училась в девятом классе, классная руководитель мне чуть ли не каждый день звонила, угрожала, что ребенка выгонят из школы. Все были недовольны, что она красит волосы в неестественный цвет. Моего разрешения она не спрашивала, и я тоже была в шоке, когда увидела ее художества. Вначале хотела заставить сделать смывку, но потом вспомнила себя в подростком возрасте – мы тоже хотели быть не такими, как все».
«Моя 13-летняя племянница тоже красит волосы в яркий цвет, а недавно сделала татуировку. Ее друзья-одноклассники делают тату друг другу прямо дома и не спрашивают разрешения родителей. Но внешний вид – это второстепенное, главное, чтобы она знала, чем опасны наркотики, ранний секс и так далее», – говорит Ирина.
опрос
Психолог Елена Первухина считает, что ничего страшного в самовыражении, проявляющимся во внешнем виде, нет. «У меня у самой дочь ходила в школу и с красными волосами, и с зелеными, и с синими. Это возрастные особенности. Как мама, я решила, что не буду запрещать, пусть лучше "перебесится". Как психолог, могу сказать, что подростки часто недовольны собой, не принимают себя такими, какие есть, поэтому ищут свои способы самовыражения. Таким образом они примеряют, что им подходит, через негативные или позитивные переживания они ищут себя, свой стиль. Иногда следование определенной манере одеваться необходимо для того, чтобы войти в какую-то референтную группу, как, например, готы, эмо. Но это все именно подростковые варианты субкультуры. В классе, где я когда-то была классным руководителем, девочки тоже приходили в школу с пирсингом на языке, губе. Сейчас они уже все взрослые, выросли в замечательных людей, многие сами стали мамами. Конечно, во всем должна быть золотая середина. Но если ребенок при всех своих порывах к самовыражению хорошо учится, коммуникабелен, у него много друзей, то родителям не стоит переживать и запрещать. Может быть, именно эти дети в будущем станут творческими личностями, художниками, арт-дизайнерами, архитекторами».
Кстати, во многих городах существуют специальные курсы, помогающие подросткам найти свой стиль в одежде, формирующие чувство вкуса. Там же учат и простым правилам поведения, которые необходимо соблюдать независимо от того, есть у тебя пирсинг или нет.
Нужно ли прописывать в школьных правилах требования не только к одежде, но к внешнему виду в целом?
Фото: Фото с сайта Shutterstock.com