15-летний мальчик хотел купить роман «Человек, который смеется», но ему отказали из-за маркировки на издании «16+». Эта история похожа на анекдот, но основан он на реальном факте. Скандал заставил задуматься над обоснованностью возрастных маркировок. Наш сайт заглянул в книжный магазин и с удивлением обнаружил, что читать «Евгения Онегина», «Героя нашего времени» или «Преступление и наказание» детям до 16 лет нельзя.
Маркировать книги обязывает федеральный закон №436 «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию». Но по каким критериям издательства оценивают содержание книги и соответствие возрасту, оказалось загадкой. Например, «Евгения Онегина» предлагается читать только тем, кому уже исполнилось 16 лет, а «Доктора Живаго» – кому есть 12.
Книги для взрослых детей
Предполагалось, что на произведения классической литературы маркировки проставляться не будут, однако в книгах возрастные ограничения указаны, и магазины обязаны их соблюдать.
«Практически вся классика идет с маркировкой 16+, – говорит старший продавец “Читай-город” Александра Гриднева. – Мы обязаны соблюдать закон, поэтому не имеем права продавать эти книги без предъявления паспорта. Тот же “Тарас Бульба”, которого дети проходят, наверное, в классе седьмом, рекомендован с 16 лет. Но он входит в программу, и ученики должны его прочитать, поэтому иногда мы идем на уступки. Есть книги с маркировкой 18+, часто они идут в упаковке, поэтому ребенок в магазине не может их даже просмотреть. Самая популярная книга сейчас “50 дней до моего самоубийства”, но мы не можем ее продать детям младше 18 лет, хотя она есть в свободном доступе в Интернете. Просим прийти с родителями и уже им объясняем, что это произведение психологически тяжелое, и продаем только после согласия мамы или папы. Часто подростки спрашивают Довлатова, но там есть нецензурные выражения, поэтому не каждый может эту книгу приобрести. Нас уговаривают, что “книга – это не алкоголь, который можно покупать только с 18 лет”, но закон есть закон».
Александра Гриднева признается, что несмотря на непонятный механизм маркировки книг, магазинам стало проще работать: «У нас были случаи, когда приходили родители, возмущались, почему мы продали ребенку ту или иную книгу. Маркировка нас в этом плане обезопасила, появился возрастной ориентир, который мы обязаны учитывать. Да и родителям стало проще выбирать книги, особенно для малышей. Сразу понятно, что подходит для ребенка, а что не по возрасту».
В 2010 году президент РФ Дмитрий Медведев подписал закон «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию», который ввёл возрастные категории для информационной продукции (для детей до 6 лет, старше 6, 12 и 16 лет, а также запрещенной для распространения среди детей).
С трудностями из-за маркировок столкнулись и библиотеки. «Помимо издательской маркировки мы можем поставить и свою. Книги поступают в отдел комплектования, и наши сотрудники по возможности прочитывают произведения, чтобы определить возрастную категорию, убедиться в отсутствии ненормативной лексики, – говорит директор Челябинской областной юношеской библиотеки Зинаида Сергеева. – Конечно, иногда наличие маркировки лишает ребенка возможности прочесть ту или иную книгу. Это можно сравнить с фильтром в Интернете, который относит изображение Данаи к порнографическим».
С необходимостью маркировки собственного произведения столкнулась и писатель, автор книги для подростков «Верхом на Сером» Ульяна Бисерова: «В издательстве спросили, насколько критично, на мой взгляд, именно ограничение 12+. Дело в том, что в этом случае при верстке приходится выполнять требования по размеру шрифта для этой возрастной аудитории (это автоматически увеличивает число страниц и, соответственно, расходы на печать тиража). В противном случае книга оказалась бы на полке для более взрослой аудитории. Я как автор ратовала за “правильную” маркировку, так как книга ориентирована на подростков 11-12 лет. Считаю, что маркировки полезны – родителям так несколько проще ориентироваться в море современной литературы, подбирая книги для детей. С другой стороны, как и многие полезные инициативы, при возрастном разграничении книг не обошлось без перегибов. На классике это не отразилось, а вот современных авторов в издательствах просят “вымарать” отдельные фразы или целые фрагменты».
Что делать?
Подросткам можно посоветовать ходить в книжный магазин с паспортом. Он необходим, если у продавца возникнут сомнения относительно возраста.
На одном и том же литературном произведении разные издательства могут поставить и 12+, и 16+, поэтому можно попытаться поискать книгу, которая будет подходить по возрасту.
Еще один вариант – приобрести издания, выпущенные до принятия закона, на них нет возрастной маркировки.
В некоторых случаях детей просят прийти с родителями, чтобы продать книгу уже взрослому.
Фото: Фото с сайта Shutterstock.com