RU74
Погода

Сейчас-13°C

Сейчас в Челябинске
Погода-13°

небольшая облачность, без осадков

ощущается как -16

1 м/c,

вос.

732мм 85%
Подробнее
4 Пробки
USD 102,41
EUR 104,86
Образование Кормит ли художника его профессия

Кормит ли художника его профессия

Сначала школа искусств или студия, затем училище, наконец, вуз – таков путь современного профессионального художника. Более 15 лет отдает он образованию, а взамен получает полную свободу и финансовую незащищенность, ведь сегодня государство не берет художников на «кормление», как это было в советское время. Можно ли профессию художника в условиях рынка считать не только творческой, но и бизнес-привлекательной? Над этим вопросом задумался сайт ChelDiplom. ru.

Длинный путь к финансовой свободе

Не только в России, но в мире вообще художников, которые стали еще при жизни не только знаменитыми, но и богатыми, единицы. Чаще всего работы таких художников становятся невероятно дорогими уже после смерти их создателей. Есть, конечно же, некий слой профессиональных художников (отнюдь не толстый), кто зарабатывает своим творчеством на хлеб с маслом и даже черной икрой. Но большая часть талантливых мастеров живет предельно скромно или нищенствует, предпочитая заработкам искусство.

Это факт, хорошо известный профессионалам. И они не скрывают его от своих учеников (а многие художники сегодня вынуждены преподавать), тем не менее самый свежий опрос, посвященный рейтингу творческих профессий в России, выявил довольно серьезный спрос на художественное образование. Живописцы, акварелисты, графики и скульпторы заняли в рейтинге пятое место после web-дизайнеров, артистов, представителей мира моды и флористов.

Если говорить о Челябинской области, то в детских школах искусств (а их в регионе более 130) конкурс на художественные отделения самый большой. Правда, после окончания первой ступени творческого образования, в художественное училище поступает примерно около 5%. И только треть выпускников второй ступени стремятся в художественные вузы Москвы, Петербурга и Красноярска. Поступают, конечно же, не все.

Что потом? Большинство получивших образование в институтах имени Репина (Петербург) или имени Сурикова (Москва) остаются в столицах.

«В чем-то это специфика нашего региона, что молодые талантливые художники в Челябинск не возвращаются, – говорит председатель регионального отделения Союза художников России Анатолий Костюк. – Но эта проблема характерна для подавляющего большинства регионов нашей страны. Да, в Москве и Петербурге конкуренция значительно жестче, но и возможностей реализовать себя там больше. По пальцам можно пересчитать тех молодых художников, которые вернулись после окончания вузов в Челябинск. Последний такой профессиональный десант – это выпускники Красноярского художественного института».

В советское время все было иначе – после окончания столичных вузов художников распределяли в регионы. В одной из таких команд оказались известные художники Людмила Костина и Константин Фокин, окончившие знаменитую Муху.

«Мы приехали сюда по направлению, – рассказал Константин Фокин. – Была работа, через год дали квартиру, через три – мастерскую. Тогда художники были обеспечены государственными заказами – у каждого предприятия, учебного заведения была статья на культурные расходы, и эти деньги не могли быть потрачены ни на что другое. Художники занимались наглядной агитацией, рекламой продукции предприятий, расписывали интерьеры красных уголков, заводских столовых... Город тоже давал заказы. Только у ленивых не было в то время работы. Согласен, это было своеобразное государственное кормление художников. И оставалось время для творчества».

1 из 10

Сегодня государству нет никакого дела до художников, они вынуждены искать работу сами.

Одним из недавних выпускников Красноярского художественного института, который вернулся в Челябинск, является график Сергей Колесов. Мы поинтересовались у него перспективами в Челябинске.

«Далеко не у всех художников получается сегодня хорошо зарабатывать, – рассказал он. – Для этого прежде всего надо стать профессионалом и высшая школа здесь обязательна. Помимо этого надо заниматься творчеством и участвовать в выставках, чтобы тебя знали. И, конечно же, быть коммуникабельным. Такой художник, как правило, зарабатывает своим творчеством, то есть продает свои работы или выполняет заказы».

По мнению Сергея Колесова, профессия художника вполне перспективна: «Могу сказать о своей жене Екатерине, которая после окончания Красноярского института нашла свою нишу в Челябинске. Она занимается керамикой, таких специалистов в нашем регионе мало. Ее работы востребованы, она продает и свои художественные творения, и заказы выполняет. Я учился на графическом дизайне и сегодня работаю в компании, которой нужен был именно такой специалист. Могу сказать, что время на учебу было потрачено не зря, специалистов с высшим образованием в области искусства в Челябинске, действительно, мало, и, как оказалось, они нужны».

Сергей не жалеет, что вернулся в Челябинск, хотя понимает,что в Москве или Петербурге и спрос на художников больше, и заработки выше: «А если говорить о творческой жизни, то возможностей там еще больше – многочисленные выставки, ворк-шопы, пленэры... То есть параллельно можно продолжать образование, нарабатывать опыт и знакомства. В Челябинске таких перспектив, конечно же, гораздо меньше».

«Молодые живут в ритме этого времени, они легче встраиваются в существующую систему, – считает Анатолий Костюк. – И у них получается зарабатывать. Хотя в чем-то им сложнее, чем представителям старших поколений – у них вроде бы возможностей больше, но и проблем тоже больше. Старые художники и творчеством занимались, и государство им платило. А сейчас все сами находят заработок. Получается, что политическая цензура добрее цензуры рубля или доллара».

1 из 8

Работать, работать, работать...

Это из «Трех сестер». Но все состоявшиеся художники, с которыми приходилось общаться, говорят словами героини пьесы Чехова.

«Риски в этой профессии, конечно же, колоссальные, – подчеркивает Анатолий Костюк. – Но художник должен изначально понимать, зачем идет в эту профессию. Творческие профессии вообще, в том числе художника, это, прежде всего, самореализация. Если почитать современные статьи искусствоведов, то все сходятся в одном: если ты хочешь реализоваться как творец и при этом заработать деньги и славу, то ты должен быть готов к тому, чтобы не только очень много работать, но искать свое лицо, не подражая никому. А если больших денег заработать не удалось, но в творчестве сопутствует удача, то можно утешаться тем, что сами муки творчества доставляют художнику удовольствие. Это на самом деле большая радость и компенсация».

Анатолий Костюк окончил Красноярский институт в 1997 году.

«Практически все мои сверстники параллельно с творчеством сегодня преподают, – говорит он. – Не потому, что все стремились в педагогику, нет. Обычная материальная необходимость. И члены Союза художников разных поколений, даже те, кто еще лет 10 назад с пренебрежением относились к художникам-педагогам, сегодня тоже преподают. Жизнь вынудила к тому. Раз нет государственных заказов, нет внимания к их творчеству, художники находят благо в общении с учениками. Ведь это еще и обмен информацией, что в творчестве ценится всегда».

Один из художников как-то рассказал, что, приглашая на выставку руководство города, услышал в ответ: «Вы же выставки для себя проводите». Действительно, оживление в выставочном зале челябинского отделения Союза художников можно наблюдать лишь в день открытия выставки, когда собираются коллеги автора, родные, знакомые. Что испытывает художник, слыша в другие дни лишь собственные гулкие шаги в пустом зале, где по стенам развешаны труды многих лет его работы?

«Конечно же, выставки важны, в первую очередь, для нас самих, потому что художники по своему затворники, и им важно вынести все, что успели сделать за какой-то период времени на суд коллег и ценителей, – говорит Сергей Колесов. – Но мы делаем это и для горожан. И бывает обидно, что люди мало интересуются этой стороной жизни. Думаю, горожане обделяют себя, не считая нужным бывать на художественных выставках».

Более оптимистичный взгляд на проблему у Анатолия Костюка, который считает, что процент тех, кто по настоящему интересуется культурой, искусством, из века в век не меняется: «Другое дело, что круг этих людей очень узок – как в Европе, так и в России регулярно посещают выставки от силы 7-8% жителей».

И все вспоминают опять же советские времена, когда государственная политика была направлена на просвещение широких масс, когда приветствовались массовые походы в театры, кино и выставочные залы.

«Я еще застал это время, – вспоминает Анатолий Костюк. – Порой мне было скучно, но сегодня-то я понимаю, что, даже зевая от скуки, подсознательно все это впитывал, бесследно не прошло ничего. Считаю, что в настоящее время такой государственной политики явно не хватает. Мы со своей стороны готовы предложить целые образовательные программы для школьников и студентов, например. И финансовых затрат-то для этого особых не нужно, мы ведь не стремимся на этом заработать какие-то большие деньги. Важно, чтобы молодые люди знали о существовании художественной жизни в городе. В противном случае мы рискуем потерять в будущем и те 7-8% интересующихся искусством».

Китай скупает русское искусство

Уже и сегодня перестаешь удивляться вопросу «А что, в Челябинске есть художники?». Причем, задают его люди вполне образованные. Но на выставках они не бывают, а в областном музее искусств нет постоянной экспозиции наследия лучших художников Южного Урала – помещений для этого не хватает. Кроме того, уже несколько лет наш музей искусств практически ничего не покупает для пополнения своей коллекции.

По словам специалиста областного министерства культуры Антона Токарева, с 2009 года в региональном бюджете отсутствует статья расходов на покупку картин у местных профессиональных художников: «К сожалению, в последние годы данную статью не удается отстоять на межведомственных бюджетных комиссиях, хотя заявляем мы ее каждый год и пытаемся аргументировать».

«И многие просто не догадываются, какой колоссальный художественный пласт мы начинаем терять», – восклицает Анатолий Костюк.

Правда, изредка и в небольших количествах картины местных мастеров покупает краеведческий музей и в рамках предстоящего фестиваля «Дебаркадер» их можно будет увидеть на выставках. Покупают наших художников музеи и частные галереи соседних регионов, в частности, Екатеринбурга. А в последние годы, как выяснилось, появился еще один заинтересованный покупатель – Китай. Все началось с Дальнего Востока.

«В Харбине уже несколько лет существует частный музей современного русского искусства, – рассказал председатель регионального отделения Союза художников Анатолий Костюк. – Его владельцы все эти годы закупают работы русских художников, в первую очередь их интересуют, конечно же, художники известные. Они начали с Дальнего Востока, предложив художникам издать красочный альбом их работ и устроить выставку в Харбине. Выставка состоялась, альбом был презентован. Часть работ, представленных на выставке, купили ценители искусства. За все это удовольствие две-три работы художник должен был подарить музею современного русского искусства в Харбине. И хорошая уже собрана там коллекция, потому что сотрудники музея выбирают лучшее. То же самое представители музея предложили художникам Сибири, недавно побывали на Урале, в планах у них Москва, Петербург и другие регионы России. Они также приглашают художников на мастер-классы в Китай, предлагают преподавать. Вроде бы хорошее дело, но ведь мы опять-таки теряем часть собственного культурного фундамента».

Все в дом

Покупают ли работы челябинских художников состоятельные люди? Судя по интерьерам их замков, квартир и дач, да.

Однако, как уверяют сами художники, подавляющее большинство потенциальных покупателей, так как они по разным причинам не ходят на выставки, ориентировано на салоны, где продается довольно узкий сегмент живописи. В лучшем случае люди, обладающие вкусом и имеющие представление о челябинских художниках, выходят на мастеров по каким-то своим каналам.

«В России, а в Челябинске тем более, пока отсутствует сама попытка создать арт-рынок с настоящими арт-менеджерами, – говорит Анатолий Костюк. – В перестроечные годы появились люди, которые скупали у наших художников за бесценок работы, по наглому накручивали большие проценты и продавали их либо новым русским буржуа, либо увозили в Европу. Их целью была чистая и быстрая нажива на художниках.

В Европе и Америке арт-менеджер – это человек с образованием. Это бизнесмен, прекрасно знающий рынок, – что происходит, что востребовано, чего не хватает... Он выискивает талантливых художников и подсказывает, направляет. Может даже деньги вложить в раскрутку художника. То есть арт-менеджер должен по-своему полюбить художника и создать бренд, чтобы в долгосрочной перспективе на нем зарабатывать».

Сети таких менеджеров в России пока нет. Но попытки создать некую профессиональную систему есть. Конечно же, это происходит сегодня только в Москве и Петербурге. Когда такая культура дойдет до провинции – большой вопрос.

Фото: Фото Олега Каргаполова и Катерины Пустынниковой

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
20
ТОП 5
Мнение
«Зовите командира, я научу его летать». Бортпроводник — о самых неприятных пассажирах
Кирилл Фрош
Мнение
Туфельку верните! Почему «Анора» — не «Золушка» и этот фильм вряд ли вам понравится
Дарья Милославская
Мнение
Дяденька, купите бургер: российским детям предложили законодательно запретить фастфуд — что за этим кроется
Стас Соколов
Эксперт
Мнение
«Городские легли под пиндосов»: какой получилась антиутопия Алексея Иванова о Магнитке, Челябе и «Гринписе»*
Дарья Милославская
Мнение
Удар по бюджету и застройщикам? Урбанист высказался о минусах присоединения Западного к Челябинску
Данил Девятов
редактор сообщества «Изнанка Челябинска»
Рекомендуем
Объявления