Образование Юрий Десятков, генеральный директор «Союза строительных компаний Урала и Сибири»: «Челябинск нуждается в смелых, образованных архитекторах и строителях»

Юрий Десятков, генеральный директор «Союза строительных компаний Урала и Сибири»: «Челябинск нуждается в смелых, образованных архитекторах и строителях»

Развитие города оценивают по количеству строек, развитой инфраструктуре и красивым современным зданиям. Большую роль в этом играют строители. Южно-Уральский государственный университет много лет готовит специалистов для этой востребованной отрасли. Один из выпускников вуза – генеральный директор «Союза строительных компаний Урала и Сибири» Юрий Десятков. С ним мы беседуем о том, какими знаниями должен обладать профессиональный строитель, как выглядят стройки будущего и чего не хватает Челябинску.

– Юрий Васильевич, почему вы выбрали профессию строителя?

– В моей семье все потомственные автомобилисты – родители, старший брат, сестра, все получили техническое образование. Но я хотел быть физиком, пробовал поступить в МГУ, по ряду причин не прошел и вернулся в Челябинск. Решил поступать на строительный факультет, потому что сфера строительства всегда меня интересовала. Когда я учился в пятом классе, отец разрешил мне построить домик в саду, и я его сделал, с тех пор я понял, как здорово создавать что-то новое. Профессия строителя в те времена была самой почетной. Конкурс в вуз оказался очень серьезный – восемь человек на место, но у меня была хорошая подготовка, поэтому я без проблем сдал все экзамены.

– Что больше всего запомнилось из студенческих лет?

– Жизненная школа, которую я прошел в вузе, мне очень пригодилась. За пять лет учебы я пять раз съездил в стройотряд. Получил большой организационный опыт, научился применять полученные знания на практике. Если на первом курсе я ездил просто рабочим, то на третьем курсе уже был комиссаром, а на четвертом – командиром отряда. Не прошла мимо меня и военная кафедра. Там я научился водить грузовой транспорт, что потом мне пригодилось во время работы в стройотряде.

Кстати, со многими однокурсниками мы поддерживаем связь до сих пор. Например, с президентом Челябинского межрегионального Союза строителей Александром Ивановичем Абаимовым мы учились на одном потоке.

– Какие стройки тогда доверяли студентам?

– Многие, в основном сельскохозяйственные. Мы строили животноводческие комплексы, птицефабрики. В Юрюзани, например, возводили закрытый 14-й цех для нужд минобороны. К нему строилась и насосная станция, и очистные сооружения. Объект нужно было возводить быстро, и он стоял практически на родниках, поэтому требовались нестандартные инженерные решения.

Нам действительно многое доверяли. Строителей тогда было много, а строек – еще больше. Это был период стремительного развития, а не застоя. Предприятия возводились в огромных количествах. Обидно сегодня проезжать по деревням и видеть, как все это разрушается.

– Какими знаниями должен обладать молодой специалист?

Юрий Васильевич Десятков окончил Челябинский политехнический институт в 1976 по специальности «инженер-строитель».
· Лауреат челябинского городского конкурса «Человек года» (2001) в номинации «Строительство и транспорт»;
· лауреат челябинских городских конкурсов «Человек года» (2001), «Строитель города» (2008) в номинации «Лучшая компания в сфере промышленного строительства»;
· лауреат всероссийского конкурса «Инженер года» (2013);
· награжден знаками «Почетный строитель России» (2012) и «За заслуги» (2014);
· являлся инициатором проведения в Челябинске международной конференции «Техническое регулирование в строительстве» (2013), III, IV, V Южно Уральских строительных форумов;
· член Комитета по промышленному строительству Национального объединения строителей.

– В первую очередь, желанием учиться. Сфера строительства развивается очень динамично, наука, технологии не стоят на месте. Если ты один день не поучился, то завтра отстал. В вузе нужно учиться базовым вещам, без которых нельзя допускать на стройку. Молодой специалист должен уметь читать чертежи, техническую литературу. Очень важен сопромат. У нас говорили, кто не прошел сопромат, тот не может жениться. Эти знания позволяют почувствовать состояние объекта, понять, как работает конструкция, тогда ты видишь все проблемные места стройки.

Вместе с кафедрами мы предметно занимаемся изменением программ обучения, чтобы выпускники, молодые специалисты, могли быстро ориентироваться в обстановке. Я являюсь председателем государственной аттестационной комиссии и сразу вижу, каких знаний выпускнику недостаточно. К сожалению, современные бакалавры не дотягивают до уровня инженеров, «плавают», когда начинаешь говорить по конкретным чертежам, узлам. На мой взгляд, бакалавры в сфере строительства должны обязательно поступать в магистратуру. Радует, что сейчас набор увеличивается. Многие магистранты показывают хорошие способности, выдают интересные решения.

– Как наука влияет на развитие строительной сферы?

– Наука заставляет строителей двигаться вперед быстрыми темпами. Постоянно появляются новые технологии, материалы. Информационные технологии открывают большие перспективы. Я считал, что это завтрашний день, но оказалось, что уже сейчас невозможно обойтись без компьютера. Мы привыкли видеть чертежи в плоском виде, а сегодня в работе объемная модель. Если раньше нужно было пролистать весь альбом, представить объект и держать его в голове, то сейчас достаточно открыть компьютер и увидеть конструкцию, выверенную машиной. Хочешь заменить кран – пожалуйста, нажал кнопку и увидел, как будет выглядеть другой кран со всеми расчетами.

Но несмотря на прогресс, без человека обойтись невозможно. Инженерная мысль все равно должна присутствовать. Кроме того, ответственность, в том числе и уголовную, за объект несет не машина, а человек.

С нами начали активно сотрудничать ученые вузов, они понимают, что здесь смогут быстро воплотить в жизнь свои решения. И строители осознают, что приходит время новых технологий. Раньше во время опалубочных работ нужно было прибивать вручную каждую дощечку, сегодня опалубки собираются очень быстро. Это настоящее искусство, на которое можно любоваться, как в театре.

Еще один пример – Карабаш, который начинает избавляться от статуса самого грязного города планеты, там появляются зеленые газоны, сосны, которые не желтеют. Сейчас решается вопрос о переработке страшных черных терриконов в материалы для сферы строительства. Это затратный этап, но он необходим, и здесь без науки тоже не обойтись.

- А предприятия готовы к применению новых технологий?

– Конечно, все понимают, что необходимо переоснащение производства. Взять, например, предприятие «Конар», созданное на базе «Станкомаша». Ведь там были полуразрушенные корпуса. Сейчас это красивые объекты с полным замкнутым циклом производства. ЧТПЗ в прошлом году приступил к выпуску поворотных отводов большого диаметра, аналогов которым нет. Цинковый завод продолжает менять технологические процессы, что требует привлечения строителей. Завод «БЕТОТЕК», выпускающий трехслойную панель по финской технологии, в 2008 году, в самый период кризиса вкладывался именно в новые технологии, и сегодня он имеет возможность задавать тон и качеству и технологичности процессов. На ЖБИ-1 можно будет делать конструкции сложной конфигурации в сборном варианте. Это мечта строителя, позволяющая реализовывать самые смелые архитектурные решения.

– Какие сегодня ставятся задачи перед строителями, чтобы Челябинск стал красивым, интересным городом?

– Среди строителей мы проводим конкурс на самый лучший объект. Проходит он в самое неудобное для строителей время – в апреле, когда снег растаял и вся грязь вылезает наружу, заборы начинают коситься, оттаивают брошенные строительные материалы. Наша задача – сделать, чтобы стройка была красивая. Что касается всего города, нужно собрать архитекторов и представителей городской и областной власти, чтобы они, наконец, задумались над этим вопросом. Пока на виду грубейшие архитектурные ошибки, которые не ставят наш город в ряд лучших. В Москве исчезают пятиэтажки, потому что они морально устарели, а в Челябинске еще не все бараки с деревянными перекрытиями снесены. Обязательно нужно учитывать вопросы экологии, бороться за каждое дерево.

Есть и технические просчеты, например, те же широкие дороги, которые не всегда решают проблему автомобильных пробок, но делают город совершенно неудобным для пешеходов. У нас подземное пространство осваивается очень неэффективно и неграмотно. Хотя во всем мире ставка делается на многоуровневое использование пространства.

Надеюсь, мы тоже к этому придем. Челябинск нуждается в смелых, образованных проектировщиках и строителях.

Фото: Фото предоставлено Юрием Десятковым

На правах рекламы.

ПО ТЕМЕ
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
5
ТОП 5
Мнение
«Копай и собирай мешки бесконечно»: неравнодушная россиянка поехала волонтером в Анапу и показала масштабы трагедии без прикрас
Дарья
Мнение
Дяденька, купите бургер: российским детям предложили законодательно запретить фастфуд — что за этим кроется
Стас Соколов
Эксперт
Мнение
«Сердце стучало в ребра». Как россиянин 20 лет пил энергетики и вдруг перестал — может, последуете его примеру?
Анонимный автор
Автор предпочел остаться неизвестным
Мнение
«Городские легли под пиндосов»: какой получилась антиутопия Алексея Иванова о Магнитке, Челябе и «Гринписе»*
Дарья Милославская
Мнение
«Идеальный водитель — исключение из нормы»: урбанист — о том, как бороться со смертельными ДТП в Челябинске
Григорий Шевченко
урбанист, общественный деятель
Рекомендуем
Объявления