Школьных учителей поделят на три категории – ведущий, старший и просто учитель. Градация должна появиться к 2020 году. Об этом заявила министр образования России Ольга Васильева. Ее слова вызвали недовольство педагогов и непонимание у родителей школьников.
Новые категории учителей появятся в рамках разрабатываемой системы учительского роста. Работу над ней планировалось завершить в 2018 году. Но министр образования и науки РФ Ольга Васильева заявила, что создание такой системы продлится до 2020 года. При этом она рассказала, что для введения профстандарта предлагается обсуждать три градации – ведущий учитель, старший учитель и учитель.
Требования к уровню профессионализма и круг обязанностей педагогов пока не определены. «Мечта какая, вот мечта допустим моя, она вряд ли когда в ближайшее время может осуществиться, допустим, чтобы старший преподаватель мог бы заниматься наставничеством. Например, получать, работать не на полную ставку, а работать на небольшое количество часов и помогать молодым педагогам. А получать, так сказать, как вот за полную ставку», – сказала Васильева в программе «Вести в субботу».
По словам первого заместителя министра образования и науки Челябинской области Елены Коузовой, пока к национальной системе учительского роста больше вопросов.
К введению новых категорий с недоверием относятся и в профсоюзах. По словам председателя Челябинской областной организации профсоюза Юрия Конникова, учителя просто устали от реформ.
Директор еманжелинской школы №2 Анжелла Герц думает другими категориями:
Учительский рост должен отражаться не только на самолюбии педагога, но и его зарплате. Ольга Васильева заявила, что разделение зарплаты, складывающейся из базовой и стимулирующей, на соотношение 70 и 30 процентов вопрос уже решённый. Педагоги России обратились с письмом к президенту страны Владимиру Путину, в котором говорят, что «установление базовой ставки зарплаты в размере 70% без учета интенсивности работы педагогов, интенсивности их жизни как простых людей, приведет к фактическому снижению заработной платы при оставшейся нагрузке, и стимулирующие 30% в абсолютном денежном выражении такими стимулирующими уже не будут выглядеть». «Учителя школ России за последние 30 лет пережили бесчисленное количество реформ. Ни одна из них не обсуждалась с педагогической общественностью настолько, чтобы реформа была проведена с максимальным учетом разных интересов», – отмечается в обращении. Учителя сообщают президенту, что рост зарплат педагогов за последние пять лет произошел в основном за счет увеличения их нагрузки – совмещения ставок, классного руководства. При этом учитель тратит собственные деньги на приобретение и распечатку дидактического раздаточного материала для учеников, организацию внеклассных мероприятий, оформление кабинетов, прохождение курсов повышения квалификации.
Родительская общественность на грядущие изменения смотрит по-философски недоверчиво. Мама троих школьников, председатель школьного родительского комитета Светлана Барышева считает, что введение категорий не повлияет на престиж педагогов.
Фото: Фото Олега Каргаполова