Сопровождать машинами ДПС не только колонну автобусов с детьми, но и единичный транспорт. Такая договоренность достигнута между ГИБДД области и министерством образования и науки Челябинской области после страшной аварии в ХМАО. Но педагоги признаются, что, несмотря на усиленный контроль за перевозкой детей, по существу проблема доставки школьников на конкурсы, олимпиады или соревнования не решается.
После аварии в ХМАО, где погибли 12 человек, из которых 10 – дети, губернатор Челябинской области Борис Дубровский поручил министерству образования региона усилить контроль за перевозкой детей. Сразу же ведомство направило в районные администрации разъяснительные письма.
Первый заместитель министра образования и науки Челябинской области Елена Коузова:
– Приближаются новогодние праздники и каникулы, поэтому будет организовано много автобусов, доставляющих детей на спектакли, представления, экскурсии. 5 декабря мы разослали письма во все муниципалитеты, чтобы еще раз обратили внимание на правила перевозки детей, провели разъяснительную работу в коллективах, как правильно это все делать. Второе – рекомендовано ГИБДД, чтобы каждый транспорт, даже единичный автобус, с детьми сопровождался машинами ДПС. По правилам, сопровождение организовывается только для колонны – это от двух и более автобусов. Но хочу заметить, что даже один автобус с детьми выпускается на маршрут только после разрешения ГИБДД.
Правила перевозки детей прописаны в постановлении Правительства РФ от 17 декабря 2013 года. В них четко указано, как доставлять детей на мероприятия и кто за что несет ответственность. По словам Елены Коузовой, в первую очередь в организации, которая формирует группу детей для перевозки, назначается ответственное лицо. Затем собирается весь пакет документов, который должен быть заранее передан в автотранспортную компанию и ГИБДД.
Елена Коузова подчеркивает, что предприятие, предоставляющее автобусы, должно иметь лицензию на перевозку детей. Транспорт обязательно должен быть оснащен тахографом, аппаратурой спутниковой навигации ГЛОНАСС, ремнями безопасности.
В Челябинской области существует несколько автотранспортных предприятий, которые соответствуют всем необходимым требованиям для перевозки детей.
– Их не так много, но автобусов достаточно, мы не имеем проблем даже в летний период, когда детей массово отправляют в загородные лагеря. Иногда образовательные организации заключают договор с турфирмой, организующей поездку, и тогда она занимается вопросами доставки детей, – отмечает первый замминистра.
По словам руководителя отдела пропаганды УГИБДД по Челябинской области Виктора Хайруллина, образовательные организации обязаны подавать заявки своевременно: "Мы должны проверить техническое состояние транспорта, его соответствие требованиям перевозки детей, удостовериться в надежности водителя. Только после этого может быть дано разрешение на перевозку детей. Случаев, когда родители сами где-то в интернете нашли автобус, который подешевле, и отправили детей на экскурсию без всякого уведомления ГИБДД, не должно быть". В ГИБДД также отметили, что готовы сопровождать даже единичные автобусы с детьми, например, на дальние расстояния, при возможном возникновении сложных метеоусловий или загруженной дороге.
Но родителям чаще приходится сталкиваться с тем, что в поездку отправляется небольшая группа детей и тогда на сопровождение машинами ДПС рассчитывать не приходится.
– Мой ребенок несколько раз ездил на соревнования, – рассказывает мама десятилетного гимнаста Екатерина Ушакова. – Мы сдаем деньги на бензин. Я вижу, что автобус дают хороший. В спортшколе говорят, что постоянно пользуются услугами этой компании. Конечно, я переживаю, постоянно звоню, узнаю, какая ситуация на дороге, как добрались. Есть родители, которые предпочитают на личных машинах довозить детей, есть те, кто едет в качестве сопровождающего всей группы.
Доставка одного ребенка или небольшой команды на соревнование или конкурс – головная боль педагогов. Многим приходится на свой страх и риск перевозить детей на личном транспорте. Учитель из Миасса прокомментировала ситуацию, но попросила не указывать ее фамилию и место работы:
– Нам постоянно приходится ездить в Челябинск, там проходят сборы несколько раз в год, соревнования, выставки. Конечно, чаще всего мы добираемся на обычном рейсовом автобусе, потому что школьный транспорт нам никто не даст. Билеты покупают сами родители, мне поездки тоже не всегда оплачивают. В последнее время стала возить детей на своей машине, потому что мы можем доехать сразу до места проведения без пересадок. Да, так неправильно делать, но других условий нам никто не создал. Неужели бы я отказалась ехать с детьми на специальном автобусе с водителем, но нам этого никто никогда не предложит. Вот и приходится выкручиваться.
В министерстве образования подчеркивают, что бюджет готов оплачивать лишь доставку детей на школьном автобусе до учебного заведения, в этом случае обеспечивается право на получение образования. В остальных ситуациях команды должны искать средства на оплату поездки. Чаще всего, транспортные расходы покрывают родители, либо спонсоры. И тогда вопрос экономии может оказаться важнее вопроса безопасности.
К контролю за перевозкой детей подключилась прокуратура. В надзорном ведомстве обзванивают спортивные школы и выясняют, как они отправляют детей на соревнования. Сайт 74.ru тоже дозвонился до руководства нескольких детско-юношеских спортивных школ, но желающих дать официальный комментарий не нашлось:
– Я не буду вам ничего говорить, – сказала одна из руководителей. – То что произошло в ХМАО, могло случиться с кем угодно, к сожалению, от этого никто не застрахован. Мы возим детей на рейсовых автобусах, потому что своего транспорта у нас нет, на него просто нет денег.
Елена Коузова считает, что избежать трагедий поможет строгое соблюдение правил перевозки детей.
– Нужно максимально убирать человеческий фактор, а убрать его можно только при неукоснительном соблюдении всех правил перевозки. Они очень четкие, продуманные, и если им следовать, тогда подобных трагедий, как в ХМАО, будет гораздо меньше.
Аварии, в которых пострадали дети-спортсмены:
Декабрь 2016. На трассе Тюмень – Ханты-Мансийск столкнулись автобус, два грузовика и два легковых автомобиля, погибли 12 человек, 10 из них – дети. В автобусе находилась детская команда, которая возвращалась с соревнований по спортивной акробатике из Ханты-Мансийска в Нефтеюганск. Были госпитализированы 22 человека.
Октябрь 2016. При столкновении рейсового автобуса Москва–Ереван и грузовика на трассе в Северной Осетии погибли 17-летний спортсмен и тренер из Ростовском области. Они ехали на соревнования в Ереван.
Февраль 2015. В Коми на трассе Сыктывкар – Троицко-Печорск столкнулись LADA Largus и Ford Focus. За рулем отечественного авто был тренер спортивной школы из села Нившера. Мужчина вез троих детей с соревнований. Тренер погиб, дети получили серьезные травмы.
Май 2015. В ДТП под Нижним Новгородом погиб председатель Федерации карате Татарстана. Заслуженный тренер и мастер спорта СССР и 12-летняя девочка. Они находились вместе в автобусе, который выехал на встречную полосу и врезался в грузовик. Спортсмены ехали на соревнования по карате в Санкт-Петербург.
Декабрь 2015. В Пензенской области тренер на личном автомобиле повез воспитанников на соревнования в Рязанскую область. В результате лобового столкновения автомобилей ВАЗ-2110 и ВАЗ-2112 четверо детей-дзюдоистов получили травмы.
Декабрь 2014. В Челябинской области возле поворота на Мисяш погибли двое 16-летних подростков и их 53-летний тренер по кикбоксингу, который на своем личном автомобиле вез спортсменов с соревнований домой в Златоуст. Иномарка с детьми на полном ходу врезалась в стоящую фуру.
Декабрь 2014. В Астраханской области травмы получили четверо юных спортсменов из Калмыкии в возрасте от 10 до 13 лет. Они возвращались домой с соревнований, за рулём находился их тренер.
Фото: Фото с сайта Shutterstock.com