К выпускным экзаменам у девятиклассников добавится еще одно испытание – защита проекта. 74.ru разбирался, зачем исследовательские работы делают обязательными, как к этому относятся сами ученики и почему родители хватаются за голову от очередных нововведений.
Защита проектов стала одним из этапов масштабного исследования качества образования в Челябинской области, которое проводится по инициативе регионального министерства образования и науки. По словам директора регионального центра оценки качества и информатизации образования Андрея Барабаса, именно защита проекта позволяет оценить все навыки, которые приобрел школьник.
– Ребята должны показать свою самостоятельность: умение получать информацию, интерпретировать ее и извлекать общую пользу из того, что они узнали. Многие сейчас говорят, что современные дети не умеют говорить, выстраивать свою речь, выступать. Защита проекта – это как раз возможность отработать все эти навыки, – прокомментировал Андрей Барабас.
Для учеников школы №104 эта практика стала привычной. Более 20 лет учебное заведение работает по методикам ЮНЕСКО, где проектная деятельность является основой обучения.
– В нашей школе есть живой уголок с попугаями, рыбками, черепашками, кроликами. Это проект учеников младших классов. Они наблюдают за своими питомцами, ухаживают за ними, – рассказывает директор школы Ольга Петрова.
О проектах школьников знают не только в учебном заведении, но и в близлежащих домах. Ученики провели для них познавательную акцию – расклеили по подъездам листовки с рассказом о том, чем прославились братья Каширины, в честь которых названа улица. Особенность проектов для девятиклассников в том, что они индивидуальные и обязательны для всех.
– Если раньше научно-исследовательской работой занимались только по желанию, то теперь каждый должен сделать свой проект, – поясняет заместитель директора по научно-методическому обеспечению Валентина Кузнецова. – Поначалу все боялись, что работа будет очень сложной, но мы с удивлением увидели, как в нее включились даже троечники. Для них защита проекта стала новой возможностью проявить себя.
На память о пилотном проекте в кабинете директора появится нож из булатной стали. Его изготовил на златоустовском предприятии девятиклассник.
Больше всего работа над проектами пугает родителей. Даже девятиклассники признались, что без помощи мам и пап не обошлось – они помогали договариваться с экспертами, оплачивали поездки, распечатку фотоматериалов и самой работы.
– Я знаю, что на следующий год сыну предстоит защищать проект, в школе об этом уже предупредили, – говорит мама восьмиклассника Елена. – Честно говоря, я уже ненавижу все эти исследования. Мы с младшим ребенком, который учится в начальной школе, сидим до ночи с этими рефератами, научными работами. В школе не учат элементарным вещам, как, например, сделать презентацию на компьютере, это все ложится на плечи родителей. Я сама должна сидеть и осваивать программы. Надеюсь, что в девятом классе родительского участия будет все-таки меньше.
Педагоги же видят в участии родителей только плюсы. По их мнению, общее дело и интерес сближают семьи, помогают избежать дефицита общения.
– Во время работы над проектом дети учатся работать в группах, добывать информацию, выступать перед публикой. Получаются очень интересные и полезные материалы, за годы работы у нас их скопилось уже столько, что даже хранить негде, – добавляет Валентина Кузнецова.
Пока проектная работа в качестве эксперимента введена в 69 школах Челябинской области. Но скоро защищать проекты будут все девятиклассники региона. Презентация исследовательских работ станет своего рода допуском к сдаче экзаменов.
Фото: Фото Сергея Сюрина