Образование Максим Усынин, первый проректор РБИУ: «Образование без практического опыта – профанация!»

Максим Усынин, первый проректор РБИУ: «Образование без практического опыта – профанация!»

Каких выпускников вузов ждут работодатели.

Сегодня на рынке труда высшим образованием никого не удивить. Работодателю нужно, чтобы выпускник вуза не только имел диплом с хорошими оценками, но и реальный практический опыт работы, желательно за рубежом. Как совместить учёбу и работу по специальности? И можно ли, выйдя из стен вуза, получить хорошую должность в престижной компании? Об этом и многом другом в год 25-летия вуза мы поговорили с первым проректором Русско-Британского Института Управления (РБИУ) Максимом Усыниным.

– Максим Валерьевич, почему возникают ситуации, когда выпускник вуза с красным дипломом вынужден годами искать работу по специальности и перебиваться случайными заработками?

– Потому что сегодня теоретики (даже с красным дипломом) никому не нужны! Современному работодателю требуются выпускники с профессиональными компетенциями, готовые применять свой опыт здесь и сейчас. Тем более в текущей ситуации, когда на рынке труда наблюдается огромное количество соискателей, компании выбирают только сотрудников с реальным опытом работы в своей профессии.

– Но как человек, который только получает образование в какой-либо области, может иметь опыт работы по данной специальности?

– Проблема заключается в самой образовательной модели, которую многие заведения не могут или не хотят менять. Причём это касается не только российских, но и зарубежных вузов. Четыре года в головы студентов пытаются впихнуть огромный объём теоретических знаний в надежде, что они когда-нибудь применят их на практике. А что в итоге? Студенту неинтересно зубрить, он не видит в этом смысла и перспективы. И по окончании института не знает, как применить весь свой багаж многотонных знаний.

– Как решить эту проблему?

– Что может быть проще, чем давать знания через конкретную деятельность. Возьмём, например, опыт царской России, Императорское московское техническое училище (в дальнейшем МВТУ им. Баумана). Тогда студентов уже с первого курса обучали всем рабочим операциям. На втором году обучения курсанты самостоятельно разрабатывали деталь. А на третьем и четвёртом курсах уже проектировали сложные технические системы. По окончании инженер знал на опыте все процессы.

Чем быстрее студент сможет применить свои компетенции в реальной деятельности, тем более качественной будет модель образования. Ядро обучения должно состоять именно из практических заданий, которые нужны для решения реальных задач.

Только так происходит профессиональное развитие студента. И его восхождение по карьерной лестнице начнётся не после окончания вуза, а ещё в процессе обучения.

– Расскажите об образовательной модели, применяемой в РБИУ.

– Наше кредо – образование с трудоустройством. Весь процесс обучения выстраивается таким образом, чтобы встреча будущих выпускников и работодателей происходила в стенах нашего института как можно раньше.

Совместно с представителями реального бизнеса выстраиваем учебные планы и практические курсы.

Именно они задают требования к компетенциям наших студентов, предоставляют возможность работать уже во время обучения (начиная с первого курса) и приглашают на постоянную работу по окончании вуза.

Отельная школа РБИУ уже 11 лет совместно с Объединением туристических школ Зальцбурга реализует уникальную практическую программу подготовки специалистов европейского уровня в сфере сервиса и туризма.

Студенты нашей отельной школы уже с первого курса проходят стажировку и работают в международных сетевых отелях Radisson, Kempinski и Hyatt. Подчеркну, именно работают и получают зарплату. На практике знакомятся со стандартами сетей, погружаются в профессию, изучая все нюансы.

Причём на стажировку студентов отбирают топ-менеджеры отелей, которые лично приезжают в РБИУ.

Уже в феврале-марте официальное предложение пройти практику в международных отелях Radisson, Kempinski и Hyatt получили 70 наших студентов. Пройдя 3-4 практики в ключевых подразделения отеля – службе питания (F&B), службе приема и размещения, структуре хаускипинга, технических подразделениях, – студенты досконально изучают сферу своей будущей работы и стартуют с высоких позиций.

Раскрутить клубок противоречий между ожиданиями рынка труда, возможностями выпускников и образовательными технологиями нам помогает и проектная работа на всех направлениях и специальностях.

Так, у студентов первого и второго курса направлений «Прикладная информатика», «Бизнес-информатика» изучение каждого теоретического раздела профильных дисциплин завершается проектной работой по разработке компьютерных игр. Не секрет, что современные школьники и студенты увлекаются компьютерными играми, и среди тех, кто поступает на IT-направления, таких более 90%. Поэтому процесс разработки игр представляет для них особый интерес и даже удовольствие и помогает поднять мотивацию к учёбе на новый уровень. Анализ результатов внедрения проектной работы в учебный процесс показал, что студенты отлично сформировали профессиональные компетенции и получили знания и навыки, выходящие за рамки учебной программы.

– Наверное, это очень интересно: учиться и работать по той же специальности?

– Не просто интересно, но и полезно. Подкрепляя практический опыт теоретическими знаниями, студенты сами тянутся к преподавателям и к учебникам. Решая практические задачи, они, как губка, буквально впитывают информацию, потому что она действительно актуальна для них. Я уверен, именно через такой практический интерес возможно сформировать качественный процесс обучения.

Помимо изучения своей основной специальности студенты имеют возможность посещать элективные курсы. В каждом семестре предлагается до пятидесяти курсов, причем часть из них ведут представители реального бизнеса из разных сфер. Студенты могут как углубить свои знания по профессии, так и получить дополнительные. Например, дизайнер или программист может изучить основы бухучёта. Каждый курс завершается также практическим экзаменом или защитой проекта.

– Раз вы готовите профессиональные кадры, соответствующие европейским стандартам, наверное, и экзамены у студентов проходят необычно?

– Экзамены в институте ориентированы на стандартах WorldSkills. Это международное движение, цель которого – повысить стандарты профессиональной подготовки по всему миру через международные соревнования профессий. На этой площадке соревнуются профессионалы своего дела: от парикмахеров до программистов. Оценивают их практические навыки по более чем двумстам критериям.

Таким образом, мы проверяем сформированность практических навыков у наших студентов. И, надо сказать, результаты нас радуют. С другой стороны, мы видим, над чем надо и преподавателям поработать.

В прошлом году в число участников чемпионата EuroSkills Gothenburg 2016 вошли шесть студентов нашего вуза (национальная сборная WorldSkills Russia – 43 человека). Они показали высочайший профессионализм и принесли медали в копилку сборной России. Все ребята выполнили европейский стандарт по своей профессии.

Именно поэтому знания наших студентов проверяем через сформированность практических навыков.

И на сегодняшний день РБИУ имеет статус специализированного центра подготовки национальной сборной к международным соревнованиям по WorldSkills по компетенциям: «Визуальный мерчендайзинг», «Администрирование отеля», «Ресторанный сервис». На базе института создана мастерская визуального мерчендайзинга, есть турофис и ресторан. К нам для подготовки к международному конкурсу приезжают студенты и преподаватели вузов со всех городов России и даже из-за рубежа.

– РБИУ известен отличной учебной базой.

– Так и есть. В стенах института имеется учебный ресторан, кухня, туристический офис, парикмахерский салон, гостиничный номер, мастерские площадки дизайна и швейного дела.

Также в распоряжении наших студентов большой спортивный комплекс с бассейном, актовый зал и современные оборудованные кабинеты. А ещё учащиеся могут бесплатно заниматься в разнообразных творческих коллективах на базе вуза.

– В преддверии нового набора студентов могли бы вы сказать, какие ещё специальности самые востребованные и актуальные?

– Я дам такой совет будущим студентам и их родителям. Нужно идти учиться в том направлении, к чему у тебя страсть. В нелюбимой профессии, даже если она будет престижной, очень сложно добиться успеха. Что касается новых специализаций, которые получают студенты, это 3D-моделирование для дизайна компьютерных игр, разработка мобильных приложений. Студенты уже во время обучения запускают собственные стартапы и после окончания вуза работают на себя. Причём такие специальности позволяют зарабатывать деньги даже не приходя в офис: человек может жить, к примеру, в Таиланде или на Кипре и работать удалённо.

– Давайте поговорим о стоимости обучения, имеются ли у вас бюджетные места?

– Порядка десяти процентов всех наших студентов обучаются бесплатно. При зачислении мы смотрим не только на результаты ЕГЭ, но и оцениваем портфолио абитуриента и его коммуникативные навыки. Кроме того, стоимость обучения на некоторых специальностях даже на 20-30% дешевле, чем в государственных вузах.

25 лет работы нашего института доказывают: нам доверяют родители, студенты, партнёры.

– Может ли абитуриент, желающий поступить в ваш институт, заранее познакомиться с институтом?

– Мы всегда открыты и готовы побеседовать с абитуриентами и их родителями в формате личной встречи. Также мы можем проконсультировать по направлениям и специальностям, рассказать об условиях обучения и бесплатно протестировать на определение склонности к профессии.

21 мая, в воскресенье, в 11 часов мы ждем на дне открытых дверей абитуриентов и родителей.

Приём документов начнётся с 14 июня. А всю интересующую информацию также можно посмотреть на нашем сайте.

Фото: Фото предоставлено заказчиком

На правах рекламы

ПО ТЕМЕ
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем
Объявления