Пятерка пятерке рознь. Об этом с уверенностью могут сказать ученики челябинского лицея №82, который недавно перешел на новую систему оценивания знаний. Теперь каждое задание имеет свой «вес», а общая оценка зависит не от средней отметки, а от суммы слагаемых баллов. 74.ru разбирался, чем новая система принципиально отличается от традиционной и почему она пугает родителей.
В Челябинске несколько лицеев и гимназий решили по-новому оценивать успеваемость учеников. За основу берётся не среднеарифметическое значение, а средневзвешенный балл, когда каждая работа ученика имеет свой коэффициент важности — «вес».
— При такой системе каждое задание имеют свою «цену», например, выполнение домашнего задания даёт ученику 40 баллов, самостоятельной работы — максимум 50 баллов. Дороже всего оценивается контрольная работа — 100 баллов. Затем эти баллы переводятся в обычные оценки. Если ребенок получал пятерки, но не справился с контрольной, значит, итоговая оценка у него будет на уровне тройки, — объясняет директор лицея №82 Ольга Виноградова.
Учебное заведение только первый год работает по новой системе оценивания, но педагоги уже считают её более справедливой. С такой шкалой, например, невозможно получить хорошую отметку за полугодие по физике, сдавая только рефераты и не делая лабораторных работ.
— Если ученик не сдал контрольную или проверочную работу, то в системе она появляется под точкой — это сигнал родителям о том, что ребенку нужно досдать, если он хочет получить хорошую итоговую оценку, — добавляет Ольга Виноградова.
По словам директора лицея, новая система позволяет не только объективно оценить знания детей, но и повышает ответственность самих школьников, их родителей и учителей.
— Часто бывает так, что родители забирают детей в разгар учебного года в отпуск. Думают, что если ребенок пропустит пару недель учебы, то ничего не потеряет. При новой системе ученик в любом случае обязан сдать все работы, потому что потом баллы невозможно будет «наверстать» за счет ответов у доски или тех же рефератов, — комментирует Ольга Виноградова.
Давайте, на примере, посмотрим, как работает новая система оценивания. Если ученик прогулял одну контрольную работу, за вторую получил тройку, за самостоятельную работу — четверку, а за практическую и домашнюю работу по пятерке, то по старой схеме, когда высчитывается среднее арифметическое, он получит четвёрку. По новой системе, при том, что у каждого вида работы свой «вес», в итоге получится тройка.
Родители школьников к новой системе оценивания отнеслись настороженно.
— Если в обычной школе ребёнок получил пятерку за домашнее задание, тройку за контрольную и четверку за классную работу, то за четверть у него может получиться четверка, — рассуждает мама ученика Ольга. — А в нашей школе, если ребенок получает тройку за контрольную, то за четверть, скорее всего, у него будет тройка, потому что вес контрольной 100 баллов, и исправить её невозможно.
Кроме того, родители волнуются, что контрольная может быть пропущена по уважительной причине и это потом ещё нужно будет доказать.
— В системе ставится точка, которая легко превращается в двойку, потому что учителям не хочется тратить свое личное время. Естественно, учитель скажет, что надо всё вовремя делать, — говорит мама школьника.
Директор лицея уверяет, что механизм отработки пропущенных заданий тоже продуман.
— Если ученик был на больничном и пропустил, например, четыре работы, то учитель вправе выбрать две наиболее весомые работы, чтобы школьник написал их и получил свои баллы, — отмечает Ольга Виноградова. — У нас задача не понизить успеваемость, а получить объективные данные о том, как каждый ученик освоил пройденный материал. Скажу честно, мы боялись, что у нас будет провал по успеваемости, но этого не случилось. Снижение общей успеваемости произошло всего на 0,9 балла.
Система «Сетевой город» позволяет учебным заведения выбирать, по какой системе оценивать знания учеников. В Челябинске одними из первых ставить отметки по средневзвешенному баллу стали гимназия №1 и гимназия №80. По их стопам сейчас идут и другие учебные заведения. Директор лицея №82 Ольга Виноградова подчеркивает, что традиционная система оценивания постепенно изживает себя.
— Считается, что в школе пятибалльная шкала, но это не так, ведь единицу никто не ставит, получается, что мы оцениваем по четырехбалльной системе. Есть учителя, которые пользуются дополнительной шкалой, то есть ставят оценку с плюсом или минусом. Раньше ученики даже просили поставить лучше пять с минусом, чем четыре с плюсом. Новая же система оценивания лучше отвечает современным требованиям. Посмотрите, например, на аттестационные работы. В них все задания имеют свою сложность, и за их выполнение даются разные баллы.
А вам нравится такая система оценок?