Подготовку пилотов в Челябинском лётном училище гражданской авиации (ЧЛУГА) официально признали вне закона. 12 января облсуд оставил в силе решение о запрете вузу работать без сертификата авиационного учебного центра. Руководство единственного в России коммерческого лётного училища в попытке защитить студентов и сотрудников готово дойти до Европейского суда по правам человека (ЕСПЧ) и не теряет надежды получить сертификат для продолжения деятельности. Но Росавиация ему по-прежнему в этом отказывает. Детали конфликта — в материале 74.ru.
Напомним, на признании деятельности образовательного учреждения незаконной и её запрете в суде настаивал челябинский транспортный прокурор. Поводом для иска стало отсутствие у ЧЛУГА сертификата авиационного учебного центра (АУЦ), без которого, как полагают в надзорном ведомстве, подготовка пилотов невозможна. Защита вуза настаивала, что диплом их выпускников с квалификацией «пилот» ещё не делает их специалистами авиационного персонала, так как они ещё не работают и не обеспечивают безопасность полётов. На это прокуратура утверждала, что дипломированные пилоты уже числится в утверждённом Минтрансом перечне специалистов авиационного персонала.
В сентябре копейский суд запретил ЧЛУГА готовить лётчиков до получения соответствующих документов. Не согласившись с таким решением, руководство вуза подало апелляционную жалобу в Челябинский облсуд, который в итоге оставил её без удовлетворения. Решение о запрете работы лётного училища официально вступило в силу.
— В процессе участвовало много людей, — рассказала 74.ru руководитель пресс-службы Челябинского облсуда Евгения Нациевская. — Кроме студентов и выпускников ЧЛУГА и адвоката, защищавшего интересы училища, присутствовали представители транспортной прокуратуры, Росавиации и Минобразования, которые возражали против отмены решения суда первой инстанции. Коллегия облсуда сочла выводы суда первой инстанции обоснованными и отказала в удовлетворении апелляционной жалобы.
Директор ЧЛУГА Александр Матусевич, комментируя 74.ru это решение, подчеркнул, что намерен обжаловать его и, если потребуется, дойти до ЕСПЧ, несмотря на отсутствие у вуза необходимых средств на судебные споры.
— Мне стыдно за такую страну, в которой законы подменяются позициями и мнениями, — прокомментировал Александр Матусевич. — Это беззаконие какое-то! В суде сказали, что при вынесении решения опираются на мнение Росавиации и позицию генпрокурора. И очень обидно, что Министерство образования, которое ранее было на нашей стороне и подтверждало, что учебному заведению не требуется дополнительное получение сертификата АУЦ, в итоге поддержало позицию прокуратуры.
Решить проблему могло бы получение в Росавиации нового сертификата АУЦ. Но ведомство отказывает вузу в его выдаче уже в пятый раз.
— Отказывают по разным формальным причинам: то не в полной мере предоставлена информация, то некорректно предоставлена, — возмущается директор ЧЛУГА. — В последний раз поводом для отказа стало то, что у нас есть отделение дополнительного профессионального обучения, а в нём только один документовед. Но это право образовательного учреждения создавать отделения дополнительной профподготовки. Мы можем хоть парикмахеров у себя учить! Сейчас деятельность училища парализована. Проверки за проверками шли, а ничего не находили. Ущерб вузу причинён колоссальный.
В Росавиации подчёркивают, что у Челябинского лётного училища гражданской авиации сейчас нет сертификата и утверждённой программы для подготовки коммерческих пилотов. А значит, учить лётчиков оно не сможет. По данным прокуратуры, по программе среднего профобразования в августе 2018 года из ЧЛУГА должны были выпуститься 16 курсантов, набранных в 2016-м, а по программе переподготовки за два года здесь выучился 31 человек. Трое из них сейчас оспаривают отказ Росавиации в выдаче пилотского удостоверения в других судах. По информации лётного училища, из-за бюрократических барьеров на сегодня лётные удостоверения не могут получить 32 выпускника. Большинство из них — студенты Южно-Уральского госуниверситета, проходившие в челябинском лётном училище учебную практику по программе среднего профессионального образования.
С начала прошлого года Росавиация аннулировала 47 свидетельств пилотов, окончивших частное челябинское лётное училище, и анонсировала отзыв удостоверений у ещё 19 человек. Поводом послужило предоставление при получении документа якобы недостоверных данных. В частности, обучение квалификации «пилот» проводилось по программам подготовки, не включённым в приложение к сертификату этого авиационного учебного центра (АУЦ). В ноябре Бабушкинский районный суд Москвы отказал группе пилотов, требовавших признать решение Росавиации незаконным и вернуть им удостоверения.
Как подчеркнул в разговоре с 74.ru замруководителя лётного училища Сергей Хатунцев, принятым решением суд поддержал намерения Росавиации оставить среди образовательных учреждений, готовящих коммерческих пилотов, только государственные лётные училища.
Напомним, конфликт ЧЛУГА с Росавиацией разгорелся весной, когда ведомство отказалось выдавать выпускникам лётные удостоверения из-за отсутствия сертификата АУЦ по новым Федеральным авиационным правилам № 289. Тогда коллектив училища и его студенты написали жалобы в Генпрокуратуру и президенту Владимиру Путину с просьбой вмешаться в ситуацию.
Позже Уральское управление Росавиации направило в авиакомпании телеграмму, в которой предупреждало, что выпускникам ЮУрГУ и ЧЛУГА отказано в выдаче удостоверений пилота. Руководство вуза пожаловалось в прокуратуру и по итогам проверки получило из надзорного ведомства ответ, что у Росавиации нет оснований не выдавать пилотские удостоверения выпускникам ЮУрГУ. Но спустя два месяца транспортная прокуратура заявила иск в суд с требованием запретить деятельность ЧЛУГА до получения сертификата АУЦ.