Южноуральские школьники решили помочь «Почте России» ускорить работу. Избавить клиентов отделений связи от длительного ожидания поможет внедрение автоматизированных линий. Своих роботов дети представили на региональном этапе фестиваля «РобоФест» в Челябинске.
Матвей Быков из Магнитогорска учится в школе, но услугами почты пользуется регулярно — заказывает комплектующие для своих роботов. Ждать посылки из Китая приходится от недели до месяца.
— Мы с ребятами побывали в одном из отделений «Почты России», посмотрели, как организована работа. Считаю, что нужно максимально отказаться от ручного труда, — говорит школьник. — Во время экскурсии приехала машина с посылками, её разгружали вручную, а ведь всё можно сделать автоматизированным. Тем более сейчас на посылках есть штрих-коды.
Созданная из лего конструкция — это мини-модель того, что может быть на реальном складе «Почты России». Один робот сортирует письма, посылки, бандероли, другой отвозит их на склад и расставляет в определённом порядке. По подсчётам мальчиков, такая организация работы в сравнении с ручным трудом позволит сэкономить несколько часов времени. А если взять все почтовые отделения, которые участвуют в доставке одного письма, то экономия будет измеряться уже сутками.
— Хорошие роботы ошибаются редко, в отличие от людей, поэтому случаев, когда письма теряются или попадают не по адресу, будет меньше, — добавляют тренеры, которым тоже приходится подолгу ждать посылок.
Малыши из саткинского детсада № 32 модернизировали детского робота под универсальную няню фрекен Бок. Теперь «домомучительница» — незаменимый помощник в доме, который может одновременно стирать, разогревать еду, мыть пол и укачивать малыша.
Впервые в этом году проекты дошкольников в категории «ИКаРёнок» оценивали не только судьи-робототехники, но и представители крупных компаний — «Конара» и ЧТПЗ.
— Сложно оценивать детей, меня больше удивила глубина самой идеи соревнований, в которых участвуют от детских садов до институтов. Сегодня шестилетний ребёнок мне объяснил, что такое ремённая, зубчатая передача, то есть дети с малых лет знакомятся со спецификой инженерной мысли, — делится впечатлениями руководитель направления по развитию системы профессионального образования ЧТПЗ Владимир Шаповал.
В школьных категориях задания сложнее. Дети привозят с собой набор лего и без помощи тренеров прямо на фестивале собирают из них роботов и программируют. В категории робот-чертёжник умная машина должна нарисовать заданный рисунок, самостоятельно определяя, когда опускать маркер, а когда поднимать. В другой категории робота нужно научить играть с мячом. Он должен так сильно ударить по шарику, чтобы тот три раза отскочил от стены. Для этого одни школьники используют руку-вертушку, другие — большую лопасть, чтобы максимально увеличить силу удара.
В категории FLL задания меняются каждый год. В этом сезоне они связаны с гидродинамикой. На одном поле выстроены все системы, в которых так или иначе используется вода. Роботы должна заменить лопнувшие трубы, полить растения, на месте открытого люка установить предупреждающую треногу и даже смыть воду в унитазе, запустив потом очистные сооружения.
В этом году в «РобоФесте» приняли участие более 135 команд. Посмотреть на соревнования приехали сразу три региональных министра — образования Александр Кузнецов, финансов Андрей Пшеницын и информационных технологий Александр Козлов.
— Мы видим, что участников очень много, на самом деле их гораздо больше, потому что до этого были ещё городские отборочные соревнования. К сожалению, нам приходится ограничивать участие команд, потому что нет подходящего помещения для проведения крупного фестиваля. Надеемся, что этот вопрос будет решён, — подчёркивает Александр Кузнецов.
В марте победители регионального этапа отправятся в Москву на всероссийский «РобоФест». Он проходит в одном из павильонов Всероссийского выставочного центра и собирает тысячи участников.