Куда поступить школьнику, чтобы после университета получить и диплом, и практический опыт, найти друзей, будущих коллег и работодателей? Одни из самых востребованных профессий 2018 года, полезных как для самого человека, так и для современного общества, — клинический психолог и дефектолог. Чтобы стать востребованным и успешным, многие продвинутые абитуриенты поступают на факультет психологии и педагогики в Челябинский государственный университет. Предлагаем семь лайфхаков в пользу того, чтобы выучиться на клинического психолога и дефектолога в ЧелГУ.
Всё начинается с любопытства
Вряд ли кто-то пойдет в окулисты из-за того, что у него плохое зрение, а в неврологи — из-за собственных проблем с позвоночником. А вот потребность стать клиническим психологом часто возникает у тех, кто хочет разобраться в себе. В этом году кафедра специальной и клинической психологии ЧелГУ предлагает освоить следующие программы: «Специальное (дефектологическое) образование» (бакалавриат), «Клиническая психология» (специалитет), «Специальное (дефектологическое) образование» (магистратура), «Психология (Клиническая психология в здравоохранении и образовании)» (магистратура). Итак, кому подходит эта профессия?
Лайфхак № 1. Психология — для рефлексирующих натур. У каждого человека есть свои страхи и фобии, сомнения и намерения, в конце концов, стратегические планы, которые хочется реализовать. Профессия клинического психолога — верный старт, если нужно с этим разобраться.
Искусству понимать себя и других людей обучают на кафедре специальной и клинической психологии ЧелГУ. Здесь уже более 10 лет готовят клинических психологов и дефектологов. Срок обучения от 2 до 5,5 лет, в зависимости от того, какой уровень образования вы выберете — бакалавриат, специалитет или магистратуру. Кроме этого, есть и дополнительные образовательные программы.
— Сила нашей кафедры — в синергии. Клиническая психология и специальное (дефектологическое) образование — это успешное и продуктивное соседство, — поясняет и. о. заведующего кафедрой специальной и клинической психологии факультета психологии и педагогики ЧелГУ, кандидат психологических наук, доцент Михаил Овчинников. — Дружное единство дает возможность готовить крепких профессионалов — специалистов очень высокого уровня.
Лайфхак № 2. Клиническая психология — для готовых помогать. В эту профессию часто идут те, кто испытывает острую потребность быть полезным другому. Студенты кафедры так и говорят о своем выборе: «Психолог — человек помогающий». Многие из них становятся волонтерами, сотрудничают с общественными организациями инвалидов, участвуют в инклюзивных проектах.
Чему здесь учат?
Дефектологи готовы работать с людьми с ограниченными возможностями здоровья. На занятиях студенты получают знания и опыт диагностики, консультирования и реабилитации. Подготовка клинических психологов направлена на решение задач клинико-психологической помощи и сопровождения. Подготовка магистров по программе «Клиническая психология в здравоохранении и образовании» предполагает помощь людям с нарушениями функциональных состояний, психосоматическими заболеваниями, находящимся в экстремальных ситуациях.
— Современному студенту интересно не сужать профиль своей будущей деятельности, а напротив, расширить границы возможностей, — говорит Михаил Владимирович. — Это решается путем включения в учебный план соответствующих дисциплин и возможностью овладеть универсальными компетенциями. Так, клинический психолог может работать в самых различных сферах: здравоохранении, системе образования, частной практики, организациях различного характера.
Лайфхак № 3. Психология — для жаждущих общения. Психолог — не просто работа, это уклад жизни и особый тип личности. Представление о будущей профессии как о постоянном общении с интересными и сложными людьми — совершенно справедливо. Удивление каждым днем и каждым собеседником гарантировано!
— Разрабатывая программу бакалавриата «Специальное (дефектологическое) образование», мы тоже пошли по пути расширения возможностей для выпускников, — продолжает Михаил Овчинников. — Профиль подготовки таких бакалавров — сопровождение и реабилитация лиц с ограниченными возможностями здоровья. За время обучения студенты получают возможность поработать с людьми с разными нозологиями: нарушениями сенсорики, интеллекта, опорно-двигательного аппарата, эмоционально-волевой сферы. Мы готовим компетентных специалистов, которые смогут найти себе широкое профессиональное применение и реализуют свои коммуникативные ресурсы.
Лайфхак № 4. Психология — для лидеров. Чтобы стать большим боссом, нужно знать, как управлять людьми. Представьте, будущим руководителям и организаторам тоже сюда. Иначе как понять, о чем думают подчиненные и как можно на них воздействовать?
Вся сила в практике
Студенты ЧелГУ немало времени проводят, практикуясь в партнерских учреждениях. Начиная с первого курса, они стажируются в организациях специального (коррекционного) образования, здравоохранения, социальной помощи. К старшим курсам начинают работать под кураторством опытных специалистов, а к моменту выпуска получают возможность трудоустройства.
— На всех курсах обучения наши студенты проходят практику в стационарах, учреждениях соцпомощи, культуры, образования и психологических центрах, — рассказывает Михаил Владимирович. — Мы тесно сотрудничаем с Областной детской клинической больницей, Полетаевским психоневрологическим интернатом, социально-реабилитационным центром «Здоровье», Областной специальной библиотекой для слепых и слабовидящих, Областным центром диагностики и консультирования, центрами психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи, психолого-медико-педагогическими комиссиями, различными организациями специального (коррекционного) образования. В области частной психологической практики наши партнеры — психологические центры и центры развития детей. Когда студенты включаются в работу этих организаций, они быстро приобретают необходимые компетенции.
Лайфхак № 5. Первый диплом. Психологическое образование многие расценивают как стартовую площадку и возможность получить первое высшее образование, а потом искать себя дальше. Почему бы и нет?
Большинство клинических психологов и дефектологов находят работу по специальности. При этом университет держит связь с выпускниками и следит за их карьерным ростом. Есть примеры, когда они продолжают обучение за рубежом. У абитуриентов ЧелГУ, которые чувствуют в себе потенциал, есть возможность поступить на бюджет.
В этом году по направлению «Специальное (дефектологическое) образование» 15 бюджетных мест на программе бакалавриата и 9 бюджетных мест на программе магистратуры. На это направление подготовки абитуриенты могут поступить по результатам не трех, а двух ЕГЭ: обществознание и русский язык. Дополнительно в университете будет необходимо пройти собеседование по теме ориентации в будущей профессии и понимания того, чем будет заниматься дефектолог.
На специальность «Клиническая психология» можно поступить, сдав три ЕГЭ: биологию, обществознание и русский язык.
— Это профессия, которая имеет ряд преимуществ перед другими психологическими специальностями: например, выпускник может работать не только с людьми в норме, но и с людьми, находящимися в патологических и пограничных состояниях, — отмечает Михаил Овчинников. — На клинической психологии есть большой блок универсальных дисциплин — общая психология, психология личности, возрастная, социальная. Подобные предметы есть и в учебном плане дефектологов. Однако уже на первом курсе появляются профессионально ориентированные дисциплины. Присутствует большой медицинский блок: психиатрия, неврология, психофармакология. У дефектологов много дисциплин, ориентированных на психолого-педагогическое сопровождение детей с нарушением опорно-двигательного аппарата, сенсорной сферы, интеллектуальной и эмоционально-волевой сферы.
От теории — к практике
Команда кафедры — это доктора и кандидаты психологических, медицинских, педагогических и биологических наук. Конечно же, обучение студентов невозможно без привлечения практиков. Большинство преподавателей работают в области клинической психологии и психолого-педагогического сопровождения лиц с ограниченными возможностями здоровья.
Сотрудники проводят научные исследования в различных областях. Внимание ученых сосредоточено на проблемах нейропсихологии, психосоматики, психологии личности, тематике жизнестойкости, выученной беспомощности, психологии безопасного поведения.
— Многие ребята поступают к нам, потому что им интересен человек, его психика, его внутренний мир, причины и мотивы поведения, — отмечает Михаил Овчинников. — Выпускники школ хотят получить полезную профессию. Приходя на кафедру клинической и специальной психологии, молодые люди нащупывают для себя наиболее увлекательные направления и защищают сильные дипломы с хорошей доказательной базой и научной новизной. Изучают психологию женщин с нарушениями в пищевом поведении на базе центра коррекции веса, изучают психологию мужчин, которые вернулись из горячих точек на базе центра реабилитации ветеранов боевых действий.
Выпускница ЧелГУ, а сегодня преподаватель кафедры специальной и клинической психологии Александра Прикотова рассказывает:
— Я выбрала профессию клинического психолога осознанно и выбрала именно ЧелГУ. Я приехала поступать из Ханты-Мансийского автономного округа, поскольку образовательные учреждения нашего региона не дают такой возможности. В своем выборе была уверена абсолютно. Хотела заниматься реабилитацией и помощью взрослым. Практику проходила в центре реабилитации ветеранов боевых действий как клинический психолог. Тогда и поняла, зачем нужен клинический психолог, в чем его польза. Моя специализация — это интересное сочетание психологии и медицины, что позволяет интегрировать знания и разбираться в очень многих вещах. Приятно видеть результаты своей работы. Когда человек, приезжая из командировки в горячей точке, находится в стрессовом состоянии, а ты возвращаешь его к нормальной жизни. Сначала мне казалось, что клинический психолог, как по щелчку пальца, все понимает, быстро разбирается в человеке и любую проблему может решить сходу. В процессе работы мне стало ясно, что есть много сложностей, в которых нужно разбираться.
Лайфхак № 6. Вторая профессия. Учиться на психолога увлекательно. Здесь дается набор приемов и техник, пользуясь которыми, можно обогатить свой внутренний мир. На кафедре дают возможность освоить дополнительные специальности: тифлокомментирование, русский жестовый язык, арт-терапия, сопровождение детей с расстройствами аутистического спектра.
Дополнительное образование пригодится тем, кто еще учится в вузе или уже закончил университет. Вот какие программы здесь предлагают:
профессиональная переподготовка «Медицинская психология, неврачебная психотерапия», открывающая двери лечебных учреждений;
единственную в нашем регионе программу «Русский жестовый язык»;
популярную и интереснейшую программу «Арт-терапия кризисных состояний в детском, подростковом, взрослом возрасте»;
программу «Тифлокомментирование», реализуемую совместно со специалистами Челябинской областной специальной библиотеки для слепых и слабовидящих. Тифлокомментаторы могут переводить видеоряд с языка изображений на язык звуков, они помогает незрячему человеку «увидеть»;
еще одна программа «Расстройства аутистического спектра» ориентирована на технологии психокоррекционного воздействия.
Лайфхак № 7. Доступное качество. В этом году талантливые абитуриенты ЧелГУ имеют возможность существенно снизить стоимость обучения, сохранив её уровень при условии успешной учёбы в университете.
ЧелГУ подготовил беспрецедентную акцию для абитуриентов-«очников» 2018 года. Для поступающих на бакалавриат цена обучения будет снижена на 22 140 рублей, на специалитет — на 23 680 рублей. Для этого необходимо, чтобы сумма результатов по двум ЕГЭ составила 120, по трём — 180 баллов. Для тех, кто поступает в магистратуру, скидка может составить 45 100 или 40 800 рублей в зависимости от выбранной программы.
Надо отметить, что для снижения финансовой нагрузки обучающихся в университете предусмотрен индивидуальный подход к возможностям студента. Гибкая система оплаты подразумевает, например, рассрочку платежа, когда при поступлении абитуриент может оплатить всего 30 % стоимости обучения.