Появление многочисленных интернет-платформ, которые делают процесс обучения более доступным и удобным, — один из важнейших трендов в эволюции современного образования. Объем российского рынка вузовских услуг в режиме онлайн, по прогнозам аналитиков, будет только расти.
У людей, включенных в семейные и деловые отношения, имеющих ограниченные возможности здоровья, появляется возможность получить качественное образование дистанционно. Такое обучение отвечает требованиям современной жизни: сокращаются транспортные затраты и расходы на организацию всей системы очного обучения. Отсюда — повышающийся интерес к дистанционному обучению.
В ходе обучения через интернет вам не придется приезжать в университет, присутствие необходимо только на госэкзаменах и защите диплома. Привычных сессий здесь нет, промежуточные зачеты и контрольные сдаются через интернет в комфортное время. При этом поступить на дистанционное обучение не сложнее, чем в институт с классической формой обучения, а в дипломе не будет никаких отличий. Действительно ли дистанционная технология является наиболее гибким и удобным альтернативным способом освоения профессии? Какие специальности можно получить удаленно? И как строится учебный процесс? Рассказывает директор ИОДО ЮУрГУ, кандидат экономических наук Александр Алексеевич Демин.
Институт открытого и дистанционного образования является структурным подразделением Южно-Уральского государственного университета и предоставляет целый спектр образовательных, консалтинговых и технических услуг. С 2008 года ИОДО использует электронную образовательную среду «Электронный ЮУрГУ» для реализации образовательных программ, курсов и отдельных дисциплин. Школьники, студенты, специалисты и все желающие могут обучиться на курсах дополнительного образования и повышения квалификации. Все курсы проводятся в электронной среде и в зависимости от потребностей могут быть полностью дистанционными или сочетать элементы очного и дистанционного обучения.
Уникальность дистанционного образования
Большинство из нас волнует вопрос карьеры или поиска хорошей работы. Образование здесь играет немаловажную роль. Но как найти время на учебу? Если вам нужны новые знания и престижный диплом, то дистанционное обучение в Институте открытого и дистанционного образования ЮУрГУ — для вас.
— К нам в институт поступают высоко мотивированные люди. Когда у человека острая потребность получить образование, но по каким-либо субъективным причинам у него такой возможности нет, мы даем ему шанс освоить новую профессию удаленно, — комментирует директор ИОДО ЮУрГУ, кандидат экономических наук Александр Алексеевич Демин. — Это возможность перенимать знания, навыки и опыт у лучших педагогов одного из сильнейших вузов страны. Уникальность образовательного процесса в нашем институте в том, что, в отличие от других университетов, мы — одни из немногих, кто занимается обучением по техническим направлениям в дистанционном формате. У нас можно удаленно получить не только социально-гуманитарные профессии, такие как экономист, менеджер, юрист, но и еще пять технических направлений.
Высшее образование в ИОДО ЮУрГУ можно получить по самым основным и востребованным направлениям.
Бакалавриат
экономика;
государственное и муниципальное управление;
юриспруденция;
менеджмент;
педагогическое образование;
строительство;
металлургия;
электроэнергетика и электротехника;
конструкторско-технологическое обеспечение машиностроительных производств;
информатика и вычислительная техника.
Магистратура
экономика;
государственное и муниципальное управление;
юриспруденция.
Кто «у доски»
Одна из самых важных задач дистанционного образования — выстроить учебный процесс таким образом, чтобы студентам было не только удобно получать знания, но и интересно. Миссия педагогов — так преподнести свою дисциплину, чтобы лекционный и практический материал помогал формировать мировоззрение учащегося и был полезным.
— Во многом успех образовательной площадки и ее популярность среди абитуриентов зависит от кадров, — говорит Александр Алексеевич. — Современным педагогам вуза приходится работать в совершенно новых условиях. Онлайн-формат разительно отличается от привычного варианта — с мелом у доски. Преподавателю нужно суметь перестроиться на интернет-общение со студентами, которых ты не видишь. Весь лекционный материал записан и размещен на портале, там же выложены текущие задания, тесты, всевозможные срезы знаний. Успех дистанционной работы зависит от того, как преподаватель будет объяснять свой предмет, насколько студенту легко понимать урок, насколько ему интересно. Если человек по ту сторону монитора начал слушать лекцию и в течение двух минут продолжил ее слушать — это успех. Специальные компьютерные программы позволяют сделать выборку и отследить, какие лекции пользовались популярностью у аудитории, а какие — нет. Преподаватели нашего института в совершенстве владеют инструментами дистанционного образования. Они стремятся соблюсти баланс между оригинальностью задач, которые ставятся перед студентом, и возможностью их выполнения. Мы ориентированы не только на молодежь, но и на взрослых людей, состоявшихся в какой-либо профессии, но решивших освоить дополнительную специальность и получить образование в новом качестве.
Как проходит процесс обучения
Обучение в ИОДО ЮУрГУ происходит следующим образом. Для удобства ИОДО внедряет все учебные программы университета в образовательный портал «Электронный ЮУрГУ». Это помогает студенту в любое время вернуться к материалу занятий и поддерживать связь с преподавателем.
Студентов зачисляют в группы, им выдаётся расписание занятий и пароль для доступа в свой «личный кабинет», где размещаются лекции, конспекты, учебники, контрольные, проверочные материалы, задания на неделю или на семестр. За каждым обучающимся закрепляется тьютор, который будет ему помогать в обучении и отвечать на вопросы по организации всего процесса. Обязательное присутствие студента в вузе требуется только во время сдачи государственных экзаменов и защиты дипломной работы. Отдельные программы предусматривают практику в вузе и его филиалах.
Для успешной учебы на портале есть практически всё необходимое: теоретический материал, алгоритмы решения задач, подсказки, которыми можно воспользоваться при затруднениях, тренировочные тесты и справочные материалы. Студент имеет возможность лично «присутствовать» на онлайн-лекции преподавателя, не выходя из дома, или посмотреть эту лекцию позже в записи. Практические навыки отрабатываются с помощью виртуальных тренажеров, симуляторов, позволяющих моделировать реальные ситуации.
Чтобы учиться дистанционно, достаточно уметь пользоваться браузером, электронной почтой и текстовыми редакторами и желание учиться, поскольку дистанционная форма обучения требует дисциплины и настойчивости: заставлять учиться здесь никто не будет.
Кто поступает
По статистике, большинство абитуриентов ИОДО рассматривает дистанционное образование как второе высшее либо на базе имеющегося средне-специального образования (колледж). Однако в последнее время наблюдается тенденция роста абитуриентов, окончивших школу. Ежегодно в институт поступает порядка 500 человек из разных уголков планеты: самые восточные регионы, откуда подают документы, — Хабаровск и Владивосток, а самые западные территории — Кипр и Германия. Когда один студент уже спит, другой — еще спит. Одномоментно на всех пяти курсах обучается около 2500 студентов.
— Все чаще к нам поступают военнослужащие, которые порой находятся далеко за пределами России, — говорит Александр Алексеевич Демин. — Для них единственный вариант получить гражданскую специальность — это учиться дистанционно. У военнослужащих очень популярно направление «Государственное и муниципальное управление», чтобы в перспективе, после увольнения, можно было найти себя в госслужбе. На сегодняшний день это студенты, которые дислоцируются и в Чебаркульской дивизии Челябинской области, и в российских воинских частях в Казахстане, Азербайджане, Киргизии и так далее. Самое любопытное, что высшее образование стремится получить не только глава семейства, вслед за ним «садятся за парты» его супруга и взрослые дети.
В категорию студентов, обучающихся удаленно, попадают молодые мамы, у которых высвободилось время освоить дополнительную специальность в декретном отпуске. Кроме того, дистанционное образование как первое востребовано среди выпускников сельских школ.
— Существуют обстоятельства, которые вынуждают человека получать образование дистанционно. Если говорить о глубинке, это обстоятельства финансового характера. Не каждая семья может позволить себе обеспечивать проживание и питание для своего студента в другом городе на протяжение 4–6 лет. К нам также поступает молодежь и взрослые из различных регионов, где на месте нет возможности получить качественное образование. После завершения обучения студент обязан приехать в Челябинск на сдачу государственных экзаменов и защиту диплома. Для многих Южно-Уральский государственный университет оказывается самым близким и удобным пунктом назначения.
Еще одна категория онлайн-студентов — это люди с ограниченными возможностями. Как показывает многолетняя практика, выпускники ИОДО, имеющие проблемы со здоровьем, после получения диплома открывают частные консультации, адвокатуры и строят успешную карьеру.
Учебный корпус соответствует всем нормам и требованиям к объектам, предназначенным для обслуживания маломобильных групп населения, чтобы каждый мог приехать в ЮУрГУ и беспрепятственно попасть в здание вуза.
— Ко всем категориям студентов предъявляются равные требования. Никакого предвзятого отношения, никаких поблажек не делается. Открытое и дистанционное образование стирает все грани, — отмечает директор института.
В удобное время в любом месте
Золотой принцип Института открытого и дистанционного образования — «в удобное время в любом месте». Почти за 20 лет работы ИОДО прошел все этапы становления и использовал различные технологии — от кейсов-задачников и записи курсов на компакт-диски до высокоскоростного интернета, открывающего возможность онлайн-обучения.
— Важно было не только нам шагать в ногу со временем, но и нашим потенциальным студентам, — вспоминает Александр Алексеевич Демин. — В год, когда впервые были проведены видеотрансляции президентских выборов и появились веб-камеры, мы ощутили приток абитуриентов из малых городов. В 2009–2012 годах во всех школах региона было проведено оптическое волокно, и в самые отдаленные уголки области пришел интернет. Сегодня, если вдруг у студента нет интернета или компьютера, он может прийти прослушать лекцию и подготовиться к занятиям в наших информационно-ресурсных центрах, открытых в пяти населенных пунктах Челябинской области (Аша, Усть-Катав, Сатка, Озерск, Кыштым). На площадках есть техника и библиотека, там присутствуют наши сотрудники, которые могут проконсультировать по разным вопросам — начиная от поступления в вуз, заканчивая подготовкой к занятиям и контрольным.
Образовательный процесс выстроен таким образом, что, прослушав лекции в режиме онлайн, студент должен выполнить задания по пройденному материалу. Педагог может предложить ученику высказать свое мнение по данному вопросу, поделиться впечатлениями. Таким образом, задачи портала заставляют человека рассуждать, думать, формулировать собственные мысли.
— Талант преподавателя так подвести студента, чтобы он был вынужден выразить свою точку зрения. Преподаватели, которые только начинают работать в институте, обращаются ко мне с вопросом, а сколько мне записать лекций для портала по своему предмету? Ответ всегда такой — материала нужно столько, чтобы ваша дисциплина была раскрыта. Допустим, по учебному плану на освоение программы отведено восемь часов. Но это не значит, что нужно вычитать именно столько — ни часом больше, ни часом меньше. Как можно уложить, например, «Культурологию» в восемь часов. Это что? Это ничего! Нужно так сформировать программу, чтобы у ребят сложилось собственное мировоззрение, представление о том — кто, что и в какую эпоху писал и создавал. Вы сделайте курс таким образом, чтобы в нем раскрылась вся суть вашей дисциплины, а то, чему вы научите человека, пригодилось в будущем. Если это социология — отношения между людьми, если политология — общественно-политические процессы. Философия, история — все это может пригодиться как в изучении дальнейших наук и дисциплин, так и в повседневной жизни. Может, какие-то ошибки прошлого наш выпускник учтет и не допустит в своей практике.
Новшество 2019–2020 учебного года — смешанное обучение
— На традиционной очной форме обучения мы внедрили дистанционную технологию в части аудиторных занятий, — комментирует директор Института. — То есть студент может прослушать лекцию в режиме онлайн и прийти на встречу с педагогом, чтобы разобрать трудные, спорные и проблемные места. При таком подходе необходимость в том, чтобы конспектировать лекционный материал полностью отпадает. В текущем году мы применили эту технологию по пяти дисциплинам социально-гуманитарного блока, а в следующем году мы планируем масштабировать опыт на весь университет. Такие предметы, как социология, история, философия, культурология, русский язык, культура речи будут изучаться в смешанном формате.
Кроме того, с нового учебного года в ИОДО для студентов будет внедрена комплексная балльно-рейтинговая система. Она позволит выявлять и отмечать лучших учеников группы, потока, курса, а также университета, что играет немаловажную роль для работодателя.
— Что бы почувствовать себя студентом обучающимся дистанционно, мы предлагаем записаться на любой курс размещенный на площадке массовых online-курсов ЮУрГУ. Вы увидите принцип дистанционного обучения и используемые технологии. С нами легко идти в ногу со временем — девиз Института открытого и дистанционного образования.
г. Челябинск, пр. Ленина, 76а, аудитория 107;
телефон: 8-800-300-20-80 (звонок бесплатный),
+7 (351) 267-98-10, 267-95-97;
Оde.susu.ru.