В сегодняшней ситуации неопределенности финансовый вопрос для многих семей вышел на первый план, в особенности для тех, чьи дети в этом году будут поступать в вуз. Высшее образование стоит денег, зачастую немалых, а жизнь бывает так непредсказуема. На самом деле затраты на высшее образование может окупить сам студент уже во время обучения в вузе, и это идеальный вариант инвестиции. Чтобы поговорить о карьере, зарплатах и перспективах, первый проректор Международного Института Дизайна и Сервиса Максим Усынин провел Zoom-конференцию со студентами и представителями бизнеса.
— Максим Валерьевич, на ваш взгляд, будет ли в нынешней ситуации доступно высшее образование? Не придётся ли абитуриентам отказываться от своей мечты из-за финансового вопроса?
— Однозначно, оно будет доступно. Кардинально в правилах приема ничего не поменяется. И я бы не советовал абитуриентам отказываться от своей мечты. Я бы по-другому сформулировал вопрос: обучение в вузе станет затратами, которые лягут на плечи родителей, или инвестициями в будущее, которые станут окупаться уже во время учебы? Если студенту нужны «корочки», нынешний кризис — не лучшее время. Но целеустремленные студенты могут не только получать высшее образование, но и оплачивать его самостоятельно. Только для этого нужно начинать работать по специальности уже во время обучения.
— Но как студенту начать работать по специальности во время обучения? На первый взгляд, эти вещи противоречат друг другу.
— Никаких противоречий здесь нет. Сегодня некоторые вузы, в том числе наш, выстраивают учебный процесс так, чтобы уже в первый год дать студенту прикладную профессию, которая позволит ему занять рабочее место в компании после 1-го курса. Именно такой учебный процесс становится осознанным, наполняется реальным содержанием: студенты делают курсовой проект в связке с бизнесом, выходят на практику в эту компанию, там же выстраивают свою карьеру, зарабатывают деньги и приобретают множество полезных связей. Конечно, если вуз не может дать такую прикладную профессию, то возможность трудоустройства во время обучения маловероятна.
— То есть курсовой проект уже может стать стартом для карьеры и источником заработка?
— Конечно, более того, ядром обучения всей системы образования должно быть именно выполнение функциональных задач на реальных рабочих местах. Студенты, присутствующие сегодня на нашей Zoom-конференции, смогут рассказать об этом подробнее. Передаю слово нашей студентке 4-го курса направления «Управление персоналом» Анастасии Гончаровой. Так получилось, что она начала свою профессиональную карьеру именно после выполнения курсовой работы.
Анастасия Гончарова: Да, всё именно так. Уже с 1 курса я работала в вузе на кафедре гуманитарных дисциплин добровольным помощником. Благодаря этому на 50% меньше платила за обучение. На третьем курсе, когда начала думать над темой курсовой, то поняла, что не хочу писать её «в пустоту», мне захотелось чего-то реально полезного, что будет применимо в моей дальнейшей работе. Выбор остановила на одной известной сети магазинов одежды и обуви — в связке с ними писала курсовую, а после занималась проектной деятельностью в этой же компании. Это стало моим первым опытом работы по профессии. И я стала зарабатывать. А с 3-го курса работаю у них на постоянно основе: полностью набирала им команду для новых магазинов в Екатеринбурге и Москве, всё это засчитывалось как практика. Сейчас работаю над дипломом и несколькими проектами. Кстати, на 4-м курсе я успела 8 месяцев проработать ещё в одной IT-компании по своей специальности.
Я считаю, что студенты с активной жизненной позицией всегда добиваются успеха. Я всегда участвовала в научно-исследовательской работе: писала статьи, проводила исследования среди персонала и работодателей. Всё это также формировало мой профессиональный опыт.
— Максим Валерьевич, неужели в вашем вузе это действительно возможно? Наверняка при таком подходе к обучению взаимодействие студентов и преподавателей должно быть выстроено совершенно иначе, не так, как мы привыкли это видеть?
Максим Усынин: Верно, такой подход — это еще и тест на профпригодность преподавателей. Он вынуждает их соответствовать требованиям бизнеса. Я не могу говорить за всех, но в нашем вузе преподавательская роль сегодня в корне меняется. Преподаватель теперь — это не просто транслятор знаний, а эксперт, который помогает студенту выполнять проекты, строить карьеру и зарабатывать деньги.
— Но разве роль «транслятора знаний», как вы говорите, можно отменить?
— Отменить — нет, заменить — да. В сложившейся сегодня ситуации мы увидели, что преподавательская функция в её устаревшем понимании может быть элементарно заменена лекциями на YouTube. А вот научить студента зарабатывать и строить карьеру можно только реальным участием, и это — ключевая задача вуза. Поэтому сумму, которую мы тратим на обучение, важно рассматривать не как затраты, а как очень выгодную инвестицию. Вот, например, Владислав Рольгейзер, выпускник нашей отельной школы 2012 года. Влад, ты помнишь, как начиналась твоя карьера?
Владислав Рольгейзер: Конечно! Я помню, что обожал профильные занятия и активно изучал иностранные языки, и очень благодарен, что МИДиС дал мне столько возможностей для развития. В сложившейся ситуации бизнес оптимизирует штат сотрудников, и профессионалы становятся на вес золота.
У студентов МИДиСа большие конкурентные преимущества.
Со 2-го курса я жил полностью за счёт своих доходов и сам оплачивал обучение: сначала работал официантом, потом — администратором ресторана, а уже на 3-м курсе занял топовую позицию. Даже в Челябинске студенту реально накопить 2000–3000 долларов в год. При этом я старался никогда не пропускать пары, ведь это глупо, если ты зарабатываешь на свое обучение. За время учёбы успел поработать в отелях Зальцбурга и Тироля, получил новый профессиональный опыт, значительно улучшил разговорный немецкий, попутешествовал по Европе и заработал хорошие деньги, кажется, около 300 000 рублей за одну поездку. Это позволило мне оплатить обучение и поменять «Москвич» на Ford Focus.
Дальше всё развивалось стремительно: сдал экзамены по совместной образовательной программе МИДиСа (тогда РБИУ) и Университета Уэльса, получил и британский диплом; участвовал в пилотном проекте института в Абрау-Дюрсо, получил должность менеджера ресторана в Гранд-отеле «Видгоф» и в 23 года стал директором службы питания пятизвёздочного отеля. После было предложение от отеля швейцарского бренда Kempinski Grand Hotel Gelendzhik Black Sea 5*, ещё через 2 года новое назначение — Renaissance Samara Hotel 4*. Сейчас я занимаю должность управляющего рестораном Sheraton Batumi Hotel 5* в Грузии. Если вам интересна моя заработная плата, теперь она измеряется тысячами долларов. И во многом моя карьера так складывается благодаря тому огромному опыту, который я получил в вузе.
И, кстати, сейчас все говорят, что зарплаты падают, но буквально вчера мне поступило предложение от крупнейшего гостиничного комплекса в Актау с зарплатой в 1,5 раза выше, чем сейчас. Так что профессионалам нестрашен никакой кризис!
— Спасибо, Влад, это действительно здорово! Но все ли студенты могут быть настолько успешны и зарабатывать во время обучения?
Максим Усынин: Нет, всё зависит от целей студента. Если кто-то хочет тусить и думает, что взрослая жизнь начнётся только после института, это его право. Задача вуза — создать равные условия для всех, сделать высшее образование доступным для каждого, а дальше всё зависит от студента. Одно могу сказать точно — те, кто использует предоставленные возможности по максимуму, добиваются многого.
— Как это работает на практике? Вот, например, семья небогатая, платить четыре года за обучение денег нет, будущее неизвестно. Как быть?
— На первом курсе студент получает прикладную профессию и после летней практики он уже может зарабатывать свои первые деньги и погружаться в специальность дальше. Теория должна сразу же превращаться в практику, иначе какой смысл в этих лекциях? Если первый шаг успешно пройден, то на 2-м и 3-м курсах студент уже четко понимает, в каком направлении хочет двигаться и может выбрать дополнительные элективные курсы, чтобы скорректировать свою индивидуально-образовательную траекторию. Сложность выполняемых задач возрастает из месяца в месяц. Кстати, элективные курсы, которые мы каждый семестр предоставляем студентам на выбор (а их около 30), также отлично помогают восполнить недостающие знания, дают возможность выйти на новый уровень или даже в другую сферу. При этом студенту не нужно тратить на это дополнительные деньги, как в случае прокачки навыков на сторонних ресурсах. Всё необходимое для становления успешного специалиста должен предоставить вуз.
— Как понять, готов ли студент решать бизнес-задачи?
Максим Усынин: Мы можем измерить качество подготовки студента на демонстрационном экзамене WorldSkills, где присутствуют практики и работодатели. Если студент готов решать задачи, работодатели приглашают его на работу. Это помогает студенту занять функциональное место в карьерном лифте, работать и расти внутри компании, а также выполнять реальные кейсы в рамках проектной работы. «Бизнес — вуз — студент» — связка, которая даёт преимущества каждой из сторон.
Курсовая работа, диплом — всё это также превращается в выполнение реальной задачи. Идеальная конструкция — это когда зарплата студента (или оплата проектов) перекрывает его затраты на обучение. Но даже если студент компенсирует часть расходов, это очень хорошо. Если учесть, что средняя стоимость обучения в нашем вузе составляет 90 000 рублей в год, некоторые студенты компенсируют эту сумму за 2-3 месяца работы.
Денис Бутаков, студент 4-го курса МИДиСа, направление «Экономика»: Да, верно. (Смеется.) Работать по специальности я начал на 3-м курсе. Отдел практики помог мне без проблем устроиться в банк, собеседование я прошел с первого раза, все необходимые навыки у меня были благодаря вузу. Более того, работодатель пошел мне навстречу и предоставил индивидуальный график работы, так что совмещать работу и учёбу — не проблема. В таком ритме я живу уже больше года, зарплата сдельная, и её хватает не только на оплату обучения. Вообще большой плюс моего вуза заключается в том, что он напрямую взаимодействует с банками, реализует совместные проекты, организует студентам практику, дает полезные связи. Мне это очень помогло.
— Не возникает ли конфликта между преподавателями и студентами? Ведь наверняка приходится пропускать пары?
Максим Усынин: Никаких конфликтов тут быть не может, потому что современный вуз должен выстраивать взаимодействие с практиками. Компания, которая берет студента на работу, понимает, что ему необходимо выделить время и на учебу, а вуз в свою очередь должен выстроить учебный процесс так, чтобы студент мог работать. У нас даже есть дисциплина «Проектный практикум», за который студент получает оценку, работая в компании. Преподаватели в свою очередь прикреплены к студенту и получают за это зарплату.
Бывают и такие ситуации, когда студент получает очень крутую позицию в компании. В этом случае наша задача — разработать для него индивидуальный учебный план, чтобы часть дисциплин он мог изучить самостоятельно, часть — дистанционно. Это непростая работа, она требует совершенно другой отдачи, но это окупается.
Небольшим практико-ориентированным вузам вроде нашего в этом плане, конечно, проще: наши преподаватели знают каждого студента, поэтому более мобильны в выстраивании учебного процесса.
Мария Воробьева, студентка 4-го курса МИДиСа, направление «Графический дизайн»: Да, это так, наши преподаватели никогда не откажут в консультации. Каждый семестр мы разрабатываем проекты практически по каждому предмету. Удачно выполненные пополняют мое портфолио.
Вообще я начала подрабатывать ещё до поступления в институт, но в основном это были небольшие заказы афиш и картинок для постов в соцсетях. Благодаря вузу на 3-м курсе у меня появилась постоянная работа. Летом проходила практику в компании, так и продолжаю работать. Я работаю дистанционно, жесткого графика нет, выполняю заказы вне учебного времени.
— И всё-таки, насколько сложно выполнить эту задачу: карьерный рост во время обучения?
Максим Усынин: Сегодня — однозначно проще, чем раньше. Современные цифровые технологии позволяют студентам работать дистанционно, что в разы упрощает задачу. Именно поэтому мы активно внедряем обучение новым цифровым навыкам, чтобы каждый студент был «цифровым».
Моё мнение: нынешней ситуации все без исключения профессии должны перестроиться на возможность работы в интернете — именно такие прогрессивные компании выживают. А наша задача — научить каждого студента трансформировать свою профессию в цифровое поле. Это очень востребовано, и спрос на таких специалистов продолжает расти.
Возьмем для примера рынок IT: сегодня он перегружен стажерами, и компании вынуждены вкладываться в обучение выпускников вузов, потому что они приходят с низкими навыками. Мы совместно с нашими партнерами — Napoleon IT и Digital agency Xpage — сегодня для себя ставим совершенно новую задачу: выпускать программистов уровня не Junior, а как минимум — Middle. Суть в том, что во время обучения студент-программист уже прокачивает свои навыки на реальных проектах IT-компаний, проходя путь от стажера до Middle-специалиста. Плюсы от такого подхода имеют обе стороны: бизнес получает классного сотрудника, в обучение которого не нужно вкладывать дополнительные силы и средства, а студент без проблем находит работу, имея множество классных кейсов.
Ильдар Чуракаев, директор компании Xpage: Абсолютно согласен с Максимом Валерьевичем. Разработчиков «мидлов» сегодня действительно не хватает, поэтому мы ежегодно отправляем сотрудников на обучение. Если студент сможет осваивать необходимые компетенции, обучаясь в вузе, это станет настоящим прорывом в образовании.
Поэтому в идеале студент с 1-го курса начинает работать к компании программистом-«джуном» и далее выстраивает карьеру, двигаясь по внутрикорпоративному лифту. Сейчас в Xpage работает около 10 студентов МИДиСа, а также ребята, которые уже закончили вуз. Все они хорошо зарабатывают, например, «мидлов» мы берем на зарплату 60 000–100 000 рублей.
— Прокачка навыков в вузе актуальна не только для сферы IT?
Максим Усынин: Конечно. Каждый студент должен иметь возможность прокачать себя по максимуму во время обучения. К тому же вузы сами нередко ставят интересные задачи и предоставляют «рабочие» места для своих студентов.
— Ваш вуз тоже?
— Да, у нас работы очень много. Например, сейчас мы решаем задачи для Министерства информационных технологий и связи Челябинской области, а также для системы здравоохранения по профилактике заболеваний в регионе. Здесь участвуют и студенты-дизайнеры, которые разрабатывают брендбук для этой программы, и менеджеры, которые проводят маркетинговые и социологические исследования. И на этом студенты зарабатывают реальные деньги. А те навыки, которые они получат при работе для государственных услуг нового типа, они смогут в дальнейшем применять и для бизнеса.
— Спасибо участникам за конференцию! Вы ответили на многие вопросы, которые волновали родителей и абитуриентов. Максим Валерьевич, когда в МИДиС пройдет день открытых дверей?
— Мы проведем день открытых дверей 23 апреля в 18:00 в режиме онлайн. Родители и абитуриенты смогут узнать о наших направлениях и специальностях в вузе и колледже, а также задать вопросы заведующим кафедрами и преподавателям в режиме онлайн.
Зарегистрироваться на день открытых дверей можно по ссылке. Всем спасибо за участие!
Международный Институт Дизайна и Сервиса,
адрес: г. Челябинск, Ворошилова, 12;
тел.: 8 800 100-10-74; +7 (351) 216-10-10;
Мidis.info.