Одной из старейших кафедр Челябинского государственного института культуры (ЧГИК) является кафедра библиотечно-информационной деятельности. Более 50 лет она выпускает специалистов высшей квалификации для всего Уральского региона. Обучение ведется по трем профилям бакалавриата («Библиотечно-информационное обслуживание», «Информационно-аналитические технологии», «Документные системы и процессы в цифровой среде») и в магистратуре (профиль «Теория и методология управления библиотечно-информационной деятельностью»). Студенты получают образование в очном, заочном и дистанционном форматах, становясь необходимыми специалистами в эпоху цифры. Почему интернет никогда не заменит печатную книгу, как изменилась классическая профессия в digital-условиях и как выпускники кафедры ломают стереотипы библиотекарях как о людях, которые только выдают книжки? Читайте в интервью с заведующей кафедрой библиотечно-информационной деятельности, кандидатом педагогических наук, доцентом Ириной Юрьевной Матвеевой.
— Ирина Юрьевна, расскажите о практической стороне библиотечного дела и современных проектах, реализованных студентами и педагогами кафедры?
— Кафедра библиотечно-информационной деятельности ЧГИК демонстрирует тесную связь с практикой: совместно с библиотеками региона реализуются крупные проекты: всероссийские и международные конференции, библиомарафон «Формула успеха», межрегиональная школа инноватики, методические площадки, научно-практические семинары, студенческое волонтерское движение в библиотеках.
— Как меняется имидж библиотек?
— С 2021 года кафедра библиотечно-информационной деятельности участвует в национальном проекте «Культура» в рамках федерального проекта «Творческие люди»: специалисты разных регионов России проходят обучение по актуальным направлениям деятельности библиотек. Помимо лекций, презентаций, мастер-классов, преподавателями кафедры 18–19 ноября 2021 года в дистанционном формате была проведена Всероссийская научно-практическая конференция «Имидж, бренд и репутация как конкурентные преимущества библиотеки».
На современной стадии разработки механизма функционирования библиотек нового поколения обращение к вопросам теоретического и практического осмысления их имиджево-репутационных задач в рамках научно-практической конференции является актуальным и целесообразным. В полной мере это было подтверждено заинтересованной реакцией библиотечной общественности страны и ближнего зарубежья на инициативу проведения данного мероприятия.
Конференция проходила в онлайн-формате. Более 30 выступлений представителей разных библиотек, вузов культуры России, Беларуси, Казахстана прозвучали в ходе пленарного и секционных заседаний. Наибольшее внимание специалистов привлекли вопросы корпоративного имиджа как ценности библиотеки; управления имиджем библиотеки; визуального компонента имиджа библиотеки; технологий формирования репутации современной библиотеки; инструментов брендинга в библиотечной практике; личного бренда сотрудника библиотеки и другие.
— Какие еще вопросы обсуждались на конференции? Кто выступил в роли экспертов?
— Неформальное общение и живое обсуждение вызвали доклады ответственного редактора журнала «Библиотечное дело» С. Г. Матлиной (г. Москва) на тему «Доверие и репутация: реальность или абстракция? (Риски и угрозы модернизации современной библиотеки)», С. Ю. Волжениной (г. Ханты-Мансийск) — «Тренды важнее брендов, или Как библиотеки отвечают на вызовы "красивой" экономики в сервисном государстве», в которых проблемы имиджа, репутации библиотеки были представлены как сложные, не имеющие простого решения, проблемы. Столь же основополагающим для обсуждения темы стал доклад заведующей кафедрой технологий профессионального образования Республиканского института профессионального образования И. Б. Стрелковой (г. Минск, Республика Беларусь) на тему «Библиотекарь как лицо библиотеки: позиционирование и аудит цифрового присутствия в системе формирования нематериальных активов организации».
На выявление эффективных технологий развития имиджа библиотеки были направлены доклады участников секции «Управление имиджем библиотеки», в которых обсуждались вопросы маркетинговых коммуникаций, стратегического планирования, SMM-продвижения и др. В работе секции приняли участие специалисты библиотек Сургута, Омска, Челябинска, Краснодона (Луганская Народная Республика).
Секция «Визуальный компонент имиджа библиотеки» объединила представителей библиотек Новосибирска, Санкт-Петербурга, Прокопьевска, Челябинска и др. Примечательно, что не только опыт современной визуализации больших библиотек стал предметом обсуждения. С большим вниманием аудитория восприняла выступление И. В. Ивановой, библиотекаря Обуховской сельской библиотеки — филиала Притобольной Центральной библиотеки Курганской области, выпускницы магистратуры ЧГИК, «Кафедра выдачи как важный элемент визуального образа библиотеки». Заседание секции завершилось мастер-классом «Узнаваемый визуальный образ современной библиотеки», который преподал известный специалист И. А. Коженкин, руководитель некоммерческого партнерства «Межрегиональный центр модернизации библиотек», генеральный директор Проектно-производственной компании «ВитаРус» (г. Рязань): слушатели получили конкретные практикоориентированные рекомендации.
Вопросы имиджево-репутационных компетенций современного библиотечного специалиста были рассмотрены в докладах представителей Научной библиотеки Сибирского Федерального Университета (г. Красноярск), Новосибирской областной юношеской библиотеки, Ярославской областной универсальной научной библиотеки им. Н. А. Некрасова, библиотеки им. И. Шамякина г. Могилева (Республика Беларусь) и др.
— Сегодня актуально говорить о библиотеке как о бренде территории. Расскажите об этом тренде в действии.
— Большой интерес участники конференции проявили к исследованию вопроса «Библиотека как бренд территории», закономерно воспринимая его, прежде всего, через призму деятельности именных библиотек. Представители Сургута, Могилева, Магнитогорска, Пскова, Перми, Челябинска сосредоточились в своих выступлениях на таких аспектах как «Именная библиотека как культурный бренд в пространстве города», «Имя библиотеки как способ популяризации деятельности библиотек», «Библиотечный бренд территории: на примере библиотеки им. Н. В. Гоголя г. Челябинска». Особенный интерес аудитории вызвало выступление «Библиотечный путеводитель по Пскову» Л. В. Слабченко. Его работа продемонстрировала возможности применения новых технологий в традиционном библиотечном жанре.
Участники конференции обстоятельно рассмотрели технологии формирования имиджа, репутации, бренда современной библиотеки. Были представлены базовые позиции для обсуждения — доклад кандидата педагогических наук, доцента кафедры библиотековедения и теории чтения Санкт-Петербургского государственного института культуры В. В. Орлова «Новые и старые медиа и проблема имиджа библиотек». Кроме того, прозвучали и совершенно новые идеи для осмысления и реализации — доклад о трендах цифрового маркетинга и практической реализации на примере Библиотеки Назарбаев Университета, озвученный старшим менеджером Библиотеки Назарбаев Университета М. Ж. Абдыкаимовой (г. Нур-Султан, Республика Казахстан).
— О каких технологических новшествах уместно говорить применительно к модернизации системы библиотек?
— Эту тему также затронули на конференции. С мастер-классом «Автоматизация в инжиниринговой системе библиотеки» выступили представители компании Idlogic. Москвичи продемонстрировали технологии, способные революционно изменить социальный образ библиотек: станции автоматического выдачи и возврата книг, систему распознания и подсчета посетителей, автоматизированную систему хранения (умные полки, камеры хранения и даже гардероб работают в единой системе с АБИС и представляют доступ по электронному читательскому билету) и другие.
— Челябинцы также выступали на конференции? Насколько проблема оказалась актуальна?
— Преподаватели кафедры библиотечно-информационной деятельности ЧГИК также приняли активное участие в конференции: с докладами выступили доценты кафедры М. Ю. Ваганова, К. Б. Лаврова, И. Ю. Матвеева, Л. В. Сокольская, А. И. Порошина.
— Сегодня выпускники кафедры стали ведущими сотрудниками, руководителями крупных региональных и российских библиотек, преподавателями ведущих вузов страны. Расскажите, кем может гордиться ЧГИК? И каков кадровый потенциал кафедры?
— Наши ученики и выпускники — это интеллектуальная элита не только Челябинска, но и России. Наши выпускники являются ведущими сотрудниками крупных российских библиотек, преподавателями высших учебных заведений страны.
Используя метафору, могу сказать, что ежегодно эта глобальная копилка золотых кадров пополняется. Вот лишь один из примеров. Сотрудник Центральной городской библиотеки имени Б. А. Ручьёва, информационного, просветительского и коммуникативного центра для населения города Магнитогорска, Алена Золотарева-Богатырь учится в ЧГИК на магистратуре. В этом году она отмечена специальным дипломом всероссийского конкурса «Библиотекарь года — 2021». Не так давно в Российской национальной библиотеке были подведены итоги проекта на торжественной церемонии награждения в рамках IX Всероссийского Форума публичных библиотек. В магнитогорскую библиотеку Алена пришла относительно недавно и сразу взяла на себя самую сложную, но очень важную часть профессиональной деятельности: работу с читателями-инвалидами.
Алена Золотарева-Богатырь организовала на базе Центральной библиотеки клубы для особых читателей: «Территория открытий», «Метаморфозы», «Вместе» и «Штрих». Также благодаря стараниям специалиста, в библиотеке была организована и театральная группа «Non амплуа». Этот инклюзивный театр позволяет особым актерам примерить новый образ и осознать свои возможности. Комфорт, дружеская атмосфера и зрительская любовь придают им смелость и уверенность. Сегодня библиотекарь реализует новый проект «Уроки доброты»: люди с ОВЗ проводят мероприятия для школьников в библиотеке. Эта инициатива, к слову, получила поддержку в конкурсе 2020 года на предоставление грантов губернатора Челябинской области для жителей региона.
Об интересе к профессии, потенциале нашей кафедры и успехе конференции «Имидж, бренд и репутация как конкурентные преимущества библиотеки» говорит тот факт, что более 300 подключений регистрировались при трансляции мероприятия на канале YouTube. По итогам работы конференции будет издан сборник выступлений и стендовых докладов, что наверняка положительно повлияет на имидж библиотек нового поколения.