Родители третьеклассников школы № 47 сообщили 74.RU, что увидели у детей в дневнике странные оценки. Вместо привычных троек, четверок и пятерок там значились 3,85, 4,35, 4,65. В образовательном учреждении объяснили, что отметки с десятичными дробями формируются в электронном журнале, и учитель просто распечатала оценки и вклеила их в дневники детей. Но за триместры педагоги выставляют целые числа, округляя оценку в пользу ученика. Мы решили узнать, какие еще системы оценивания сегодня используют в Челябинске. Вы удивитесь, но есть школы, где дети не получают оценок на уроках и за домашние задания.
«У половины России оценки — через запятую»
— Перед окончанием триместра классный руководитель вклеила сыну в дневник листочек с оценками. С очень странными оценками, например по математике стояло 3,85, — рассказала 74.RU мама ученика третьего класса школы № 47 Ирина. — Раньше в сетевом городе в электронном журнале я обращала внимание, что там стоят оценки не с целыми числами, но я особо не вникала в эту систему. Но мне кажется странным такое оценивание.
Заместитель директора школы по учебно-воспитательной работе Анастасия Федорова объяснила 74.RU, что у них традиционная пятибалльная система, за триместр ученикам выставляют обычные 3, 4 и 5. В данном случае учитель действительно просто распечатала оценки из электронного журнала, чтобы родители видели успеваемость своих детей.
— Да, в электронном дневнике оценки через запятую, у пол-России так, — говорит Анастасия Федорова. — Родители видят оценки с десятичными дробями, чтобы было понятно, какая оценка вырисовывается у ученика. Если стоит 3,85, то мы округляем это число с помощью математических действий в пользу ученика — до четверки.
«Каждая оценка имеет свой вес»
У школ, как говорят в городском комитете по делам образования, есть право самим выбирать систему оценивания учеников, главное, чтобы она была понятна всем детям и их родителям.
— Использование любой системы оценивания должно быть закреплено локальным нормативным актом учреждения, при этом данный документ необходимо довести до сведения всех участников образовательного процесса, — уточнила пресс-секретарь комитета Екатерина Самарина.
Так, например, в лицее № 95 несколько лет назад ушли от традиционной схемы, по которой работает большинство челябинских школ. Вместо пятибалльной шкалы там ввели средневзвешенный балл, то есть каждая оценка имеет свой вес.
— Например, домашняя работа весит 10 баллов, а контрольная — 30–40. И если в дневнике стоят три пятерки и одна четверка, не факт, что будет пятерка, как у нас было по старинке. Если у четверки вес больше, то и итоговая оценка выйдет четыре. Для понимания это сложно, и мы как родители, если честно, не особо понимаем эту систему, но логика в целом ясна, — рассказывает мама ученика лицея № 95 Анна. — Мы и дети точно понимаем одно, что если получил плохую оценку за контрольную, то, чтобы ее исправить, надо получить несколько пятерок, потому что одной пятеркой ее не перекрыть.
Как объясняет директор лицея № 95 Лилия Емельянова, они перешли на средневзвешенный балл, потому что эта «система позволяет получить объективную картину знаний у школьников».
— Как выставляется оценка в журнале — статистически как это было, сохраняется сейчас — это среднеарифметический балл по всем оценкам, который ребенок получил за определенный период, — рассказывает Лилия Емельянова. — Например, возьмем за четверть — наполучал ребенок шесть пятерок, три четверки, две тройки — у него среднеарифметическое выходит четыре балла. И эти оценки носят разный характер. Есть оценки, которые он получил за контрольную работу, за ответ у доски, за творческую работу. И суть средневзвешенного балла заключается в том, что каждая такая оценка получает свой вес так называемый. Этот вес ранжируется, то есть самая тяжелая оценка, за которую ребенок получает больше всего баллов, — это контрольная работа. Меньше всего весит оценка за домашнее задание.
«И если за контрольную работу ребенок набрал маленький вес, то уже никакие домашние работы не позволят поставить ему завышенную оценку»
— Такой подход минимизирует риски при выставлении годовых и итоговых отметок. У нас часто бывает так — родители в недоумении: ребенок учился хорошо, на пять, а потом он выходит на итоговую работу и пишет хуже. И тогда вопросов может быть два. Первый — объективность выставления оценок. Второй — это завышение оценок. Поэтому средневзвешенный балл однозначно этих рисков позволяет избежать, картина выходит объективная.
Кроме того, директор лицея № 95 считает, что при такой системе дети понимают ценность образования:
— Закон «Об образовании» говорит, что мы должны способствовать развитию у детей самоопределения. А когда у ребенка есть понимание, что контрольная работа — это самая тяжелая и ответственная работа по выставлению итоговых отметок, он более серьезно подходит к этому моменту. У него ценность учения формируется правильная, и, соответственно, у родителей складывается верное представление. Мы же тоже понимаем, например, когда задаем писать реферат, очень часто увлекаются родители, и тогда выходит медвежья услуга. Ученик получает пять, все довольны, а когда речь идет о контрольной работе, оказывается, что не такие хорошие знания у ребенка.
«Без оценок за урок»
В челябинской школе № 104 вообще не ставят оценки на уроках и за домашние задания. Отметки дети получают только за контрольные работы, причем по 15-балльной системе.
— Да, отсутствие поурочного балла осложняет деятельность учителя, но зато дети не боятся отвечать на уроке, не боятся, как мы говорим, получить двойку, — уверена директор школы Ольга Петрова. — Многие считают, что мотивация должна упасть, но нет. Для каждого ребенка составляется маршрутный лист с заданиями, упражнениями, он понимает, какой его ждет зачет в этом месяце. И получается, что ученики на контрольном срезе сдают не одну тему, а показывают комплексное знание.
«Смысл нашей оценки — в формирующем оценивании»
— При этом каждый урок заканчивается рефлексией: если у ребенка остались проблемные зоны, то учитель старается предложить ему на дом то задание, по которому у него есть проблема. Плюс каждый ученик получает эталон и сравнивает свой ответ с этим эталоном. И тут он понимает, на что может претендовать на контрольном срезе. Очень важно соизмерять свою оценку. Это как приготовление борща: пока он еще не сварился, ты можешь его пробовать, добавлять соль, перец. И так же ребенок: до зачета он пробует, на сколько может претендовать.
За контрольный срез или зачет ученики 104-й школы получают баллы, которые учителя потом переводят в оценки. Максимум можно получить 15 баллов.
— Такая система оценивания у нас была введена в 2018 году. Это эффективнее, потому что люфт, даже небольшого прироста ученика, здесь виднее, нежели в пятибалльной шкале, — добавляет директор. — Один балл — это единица, 2–3 балла — двойка, 4–6 балла — тройка, 7–10 — четверка и 11–15 — пятерка. Когда ребенку ставишь просто четверку, это не мотивирует его. А когда он видит 10 баллов, то понимает, что до пятерки ему осталось совсем ничего. В сетевом городе мы выставляем оценки по 15-балльной шкале, а потом вручную вынуждены переводить эти баллы в 5-балльную систему, как положено в нашем государстве.
А какая в вашей школе система оценок?