Диплом президентской академии — это пропуск в мир уверенных в себе и успешных людей. «Прямой портал» в блестящее будущее для абитуриентов Южного Урала открылся 20 июня, как и во всех вузах страны. Речь о старте приемной кампании. В челябинском филиале РАНХиГС процесс приема документов на поступление идет полным ходом. Для школьников, которые до сих пор пребывают в сомнениях, куда поступать, расставляем приоритеты.
Почему выпускников РАНХиГС работодатели приглашают на работу сразу после сдачи госов? В чем «фишки» образовательного процесса в академии госслужбы? И правда ли, что в вузе можно заработать стипендию в миллион рублей? Вот что сказали представители РАНХиГС.
Мы меняемся и развиваем бережливое производство
В президентской академии есть своя специфика обучения. Образовательный процесс — живой, всё постоянно меняется, и вуз гибко подстраивается под требования времени.
— Мы не стоим на месте, реагируем на запросы внешней среды и адаптируем свои программы под потребности работодателя, чтобы наши выпускники были конкурентоспособными и с легкостью находили работу мечты, — рассказывает декан факультета управления челябинского филиала академии РАНХиГС Ольга Буторина. — Инновация номер один — это реализация идеи бережливого управления. Lean-технологии предполагают системный подход к менеджменту, который обеспечивает длительную конкурентоспособность любой организации за счет снижения всех видов потерь. В современном мире все организации вне зависимости от сферы деятельности ищут разные траектории — как выжить или как преуспеть. Бережливые технологии позволяют настроить оптимальные производственные и офисные процессы. Наш вуз и наши студенты владеют инструментами, нацеленными на непрерывную шлифовку рабочих алгоритмов и стремление к совершенству через оптимизацию.
«Бережливые технологии — это система, которая позволяет челябинскому филиалу РАНХиГС быть эффективным»
Понятие бережливых технологий неразрывно связано с проектом «Эффективный регион», к которому подключился филиал в 2021 году. Федеральная инициатива направлена на постоянное улучшение и оптимизацию различных сфер государственного и муниципального управления в Челябинской области за счет внедрения технологий бережливого производства. В челябинском кампусе РАНХиГС уже реализовали пять проектов: среди них — навигация внутри вуза, оптимизация процесса проведения государственной итоговой аттестации и другие.
— Это те процессы, с которыми сталкиваются наши студенты, и для них они становятся более понятными и результативными. Сокращается время реализации и количество ошибок, — подчеркивает Ольга Буторина. — Мы также сделали карту преподаваемых дисциплин, где преподаватели отразили информацию в формате «делаю, могу, хочу», то есть отразили свой потенциал и наметили перспективные направления, в которых охотно повысили бы квалификацию и внедрили новое в учебный процесс.
В рамках сотрудничества с предприятиями — участниками «Эффективного региона», например, представителями «ЧТЗ-Уралтрак», Челябинского компрессорного завода, «Мечела» и «Этерно», студенты полностью погружаются в реальные производственные процессы и на практике осваивают бережливые технологии.
— Студенты сами создают карту текущего состояния, проводят хронометраж процессов и делают выводы, — говорит Ольга Буторина. — Мы работаем с пользой для работодателя. Организации, которые внедряют технологии бережливого производства, заинтересованы в оценке со стороны, а также в привлечении молодых специалистов с компетенциями в области бережливых технологий. Мы что-то подмечаем и можем дать независимые рекомендации.
На данный момент дисциплины с такой практической подготовкой реализуются на направлениях «Менеджмент», «Управление персоналом», «Экономика» и «Государственное и муниципальное управление». В учебный процесс включены имитационные игры по lean-технологиям, в том числе и авторские. Ребята учатся оптимизировать процессы и снижать потери в деловой игре с использованием конструктора LEGO или проектируют эффективную модель офиса, примеряя определенные роли.
«В современной среде конкурентоспособный выпускник должен знать, что такое бережливые технологии»
— Бережливые компетенции — весомый плюс в портфолио выпускника, который планирует работать в сфере государственного и муниципального управления, на производстве или в коммерции. Отличительная особенность технологий — невысокие затраты на внедрение. Пересмотр процессов ничего не стоит. Оценка ситуации и перестройка алгоритмов вполне жизнеспособна даже с учетом сопротивления новаторским идеям. Инновационная деятельность без сопротивления невозможна, — отмечает Ольга Буторина. — Важно, что мы чувствуем поддержку со стороны правительства Челябинской области в вопросах реализации бережливых проектов.
Мы говорим: «Ты сможешь»
Ребята, которые видят свое будущее не только в трудоустройстве, но и хотят запустить собственный бизнес, пользуются наработанными бизнес-инструментами РАНХиГС. В отличие от остальных вузов академия дает каждому шанс разработать и реализовать стартап, который можно презентовать в виде защиты диплома.
— У нас созданы условия, в которых студенты создают стартапы, — говорит Ольга Буторина. — Не путайте с обычным бизнесом. Здесь обязателен элемент инновационности — необходимо разработать уникальный продукт, технологию производства (оказания услуг) или ноу-хау в маркетинге. Так, одна из наших студенток разработала стартап salad-бара, где гость заведения сам конструирует блюда из предложенных ингредиентов. Проект был продуман с учетом рисков и оказался удачным.
Стартапы — это не массовое явление. Новаторство, предпринимательские компетенции, готовность идти на риск свойственны самым креативным студентам. В РАНХиГС поддерживают смелых. Всё задуманное можно реализовать при поддержке наставника.
— У предприимчивых студентов к старшим курсам появляется собственная бизнес-инициатива, — рассказывает Ольга Сергеевна. — У наших стартаперов иногда уже есть собственный работающий мини-бизнес, и университетский проект — альтернативный классическому диплому — получает практическую пользу. Окончив вуз, ребята внедряют в бизнес-среду то, что было придумано и просчитано в соавторстве с преподавателями-кураторами. По факту академия помогает студентам создать бизнес-модель и модель монетизации.
В роли экспертов могут выступать представители бизнес-сообществ (Фонда развития предпринимательства «Мой бизнес», «Опоры России» или «Деловой России»). Они дают молодым людям практические советы по источникам финансирования стартапа, возможностям кредитования и лизинга, покупке оборудования, маркетингу, помогают избежать ошибок при формировании концепции бизнеса.
— В этом году впервые появился стартап в сфере управления персоналом. Это портал «Винсент» — виртуальная арт-площадка для творческих людей, которая может стать местом встречи заказчика с художником. Еще один интересный проект для продвижения в интернете организаций из любой среды «Про AR» — это групповой стартап с использованием дополненной реальности. Студенты направления «Менеджмент» разрабатывают интерактивные маски или AR-фильтры, с помощью эффектов камеры можно изменить внешний вид объекта, добавить логотип компании или погрузить пользователя в интерактивную игру, — делится Ольга Буторина.
Мы поддерживаем непрерывное образование
Это еще одна фишка челябинского кампуса РАНХиГС — «образование через всю жизнь». Много кто про это говорит, но на практике реализуют единицы учебных заведений. Человек, который выбирает путь саморазвития, должен постоянно получать новые компетенции. Стремительный рост технологий, увеличение количества данных и устаревание полученных навыков обязывает амбициозных специалистов постоянно актуализировать знания, чтобы оставаться успешными. Академия РАНХиГС может стать попутчиком и помощником.
— Мы предлагаем студенту различные образовательные маршруты, — говорит Ольга Буторина. — Пока молодой человек учится по выбранной специальности, он может параллельно получить дополнительную профессию — у нас есть курсы повышения квалификации, мы подключились к нацпроекту «Демография» и выстраиваем множество траекторий развития. Наши выпускники возвращаются к нам за новыми компетенциями вновь и вновь. Если говорить о довузовской ступени, мы вовлекаем в образовательный процесс школьников, реализуя профориентационную подготовку. В течение учебного года мы организуем ряд творческих событий: фестиваль политологии, неделю менеджмента, экономики и бизнес-информатики, декаду юриспруденции. С некоторыми школами у нас есть договор о сотрудничестве в рамках сетевого взаимодействия. Ребята могут прийти на занятия и понаблюдать за процессом обучения, чтобы осознанно выбрать специальность. В академии проводятся управленческие поединки для старшеклассников и студентов колледжей, распространена научная деятельность — словом, стремимся заинтересовать талантливых школьников, стать трамплином для их развития. Именно таких абитуриентов очень ждем каждую приемную кампанию.
Мы рады «охотникам за головами»
Работодатели знают школу РАНХиГС и уверены в качестве подготовки специалистов. HR-менеджеры самых разных организаций обращаются в президентскую академию с просьбой «наладить поставки» кадров. На госэкзамены работодатели приходят как на ярмарку потенциальных сотрудников. Многие дипломники после защиты получают предложение о работе и начинают строить карьеру с высокого старта.
— Мы следим за судьбами выпускников РАНХиГС и знаем, что у них всё хорошо. Своими успехами они поддерживают нашу репутацию региональной школы управления, — рассказывает Ольга Буторина.
Студенту принципиально важно не только получать теоретические знания, но и набивать руку на практике. В РАНХиГС проводят встречи с представителями профессий. На таких беседах ребята спрашивают о вакансиях, о специфике работы и подводных камнях.
В кампусе создана и активно работает уникальная площадка «Юридическая клиника» в рамках глобального проекта Ассоциации юристов России. Студенты, начиная со второго курса, получают возможность реальной практики — они работают с обращениями граждан как стажеры, а с третьего курса оказывают поддержку населению — помогают составить исковое заявление, написать жалобу, собрать пакет документов для каких-либо инстанций, консультируют по гражданско-правовым вопросам. В 2021 году юридическая клиника Челябинского филиала РАНХиГС стала лучшей в стране, а все участники проекта получили дипломы и стипендии.
Мы открыты к диалогу в ходе приемной кампании
Сейчас перед многими абитуриентами стоит важный вопрос, связанный с выбором вуза. Сориентироваться в многообразии предложений очень сложно, возможностей для отправки документов довольно много. РАНХиГС охотно делится советами с абитуриентом — чем руководствоваться в разгар приемной кампании.
— Нужно выбирать в том числе сердцем, — уверен Дмитрий Демьянов. — В прошлую приемную кампанию был такой случай. Абитуриент с родителями пришли подавать документы в наш кампус. После небольшой экскурсии по академии, просмотра фотогалереи студенческой жизни и проникнувшись атмосферой доброжелательности девушка сказала: «Я хочу здесь учиться! Это мой вуз!»
Разумеется, не стоит сбрасывать со счетов и рациональные критерии выбора вуза. Во-первых, важно определиться с профессией или направлением подготовки. В Челябинском кампусе РАНХиГС абитуриент может выбрать из семи направлений подготовки бакалавриата:
«Государственное и муниципальное управление»;
«Экономика»;
«Менеджмент»;
«Управление персоналом»;
«Бизнес-информатика»;
«Юриспруденция»;
«Политология».
В магистратуре представлено направление подготовки «Система государственного и муниципального управления».
— Выбор направлений подготовки в РАНХиГС достаточно большой. Весомое преимущество — это 81 бюджетное место. Для абитуриентов, планирующих поступать на коммерческую форму обучения, действует система скидок. Размер скидки зависит от количества баллов, набранных на ЕГЭ или вступительных испытаниях вуза. На бакалавриате скидка доходит до 20%, на магистратуре — до 40%, — рассказывает Дмитрий Демьянов. — Оплачивать обучение можно по семестрам, есть программы персональной рассрочки, а также существует возможность перейти на бюджет при успешной учебе, если появляется вакантное бюджетное место.
Напомним, процедура подачи документов в этом году отличается от прежней приемной кампании — кроме согласия на зачисление, необходимо предоставить оригинал документа об образовании. В академии рекомендуют подавать полный комплект документов, чтобы избежать суматохи при зачислении.
— Важный критерий при выборе вуза — государственный он или частный, есть у него аккредитация и лицензия или нет? Иначе говоря, получите вы диплом по окончании обучения или на выходе вам не выдадут никакого документа, — объясняет Дмитрий Демьянов. — Кроме всего прочего, аргументом может служить престижность диплома. Наши выпускники получают государственный диплом московского вуза и трудоустраиваются, в том числе в столичные компании. Им проще заявить о себе, поскольку диплом РАНХиГС звучит наравне с Высшей школой экономики и МГУ. Найти высокооплачиваемую работу выпускнику нашей академии намного проще, нежели молодому специалисту с дипломом регионального вуза. У президентской академии — 52 филиала по стране. В любом из регионов диплом РАНХиГС станет пропуском в будущее.
Мы поддерживаем студентов стипендией
В челябинском кампусе РАНХиГС — более 10 видов студенческих стипендий. Молодые люди, которые продуктивно занимаются наукой, творчеством и социальным предпринимательством, получают приятную финансовую поддержку. Одна из выпускниц нашего филиала за время обучения заработала более миллиона рублей, активно участвуя в различных мероприятиях и стипендиальных программах.
— Мы рады, когда в жизни наших выпускников всё складывается успешно. Сделать первый шаг в карьере позволяют качественные знания, умения и навыки — тот фундамент, который помогает быть востребованными. Мы создаем такую образовательную среду, которая максимально сориентирована на актуальные задачи рынка труда и просматриваемые ближайшие перспективы, — говорит Ольга Буторина.
Мы запускаем онлайн-квест для абитуриентов
Президентский вуз — всегда за любой креатив и для разрядки атмосферы добавили серьезному процессу поступления в академию интерактивную игровую составляющую. В течение года РАНХиГС придумывает оригинальные сюрпризы для абитуриентов. Включаясь в онлайн- и офлайн-игры и выполняя несложные задания, старшеклассники погружаются в образовательную среду вуза.
— На время работы приемной комиссии в 2022 году студенты челябинского кампуса придумали новую онлайн-игру в формате квеста, — рассказывает Дмитрий Демьянов. — По итогам состязания останется один победитель, который получит наш фирменный мерч и полезные для обучения гаджеты. Регистрация на онлайн-квест начнется с 4 июля, так что следите за новостями на сайте академии и в соцсетях. Желаем удачи!
Челябинск, ул. Комарова, 41;
тел.: +7 (351) 214–52–00 (приемная комиссия);
Viber, WhatsApp: 8 900 070 9099;
часы работы: понедельник — пятница с 08:45 до 17:15;
e-mail: information@chel.ranepa.ru;
vk.com/chel.ranepa;
chel.ranepa.ru.