В этом году ЧИПС УрГУПС занял 6-е место в рейтинге работодателей железнодорожного транспорта среди 101 учебного заведения РФ. Секрет успеха — в практико-ориентированном обучении, качественной лабораторно-тренажерной базе и тесных связях с работодателями. Такой подход поднимает качество образования на новый уровень и дает студентам уверенность, что по окончании вуза они быстро устроятся на работу.
В настоящее время в институте происходит масштабная модернизация учебного оборудования при поддержке ОАО «РЖД». В планах — закупить современные тренажеры, модернизировать полигон и кабинеты практических занятий.
Заместитель директора ЧИПС УрГУПС по учебно-производственной работе Михаил Родионов рассказал о том, каким техническим оснащением гордится вуз, какие возможности есть у студентов, какие гранты может получить инициативный выпускник и что дает участие в чемпионатах Worldskills.
— Михаил Анатольевич, в чем отличия учебно-материальной базы ЧИПС УрГУПС от базы других учебных заведений? Расскажите про интересные лаборатории и тренажеры, которые используют студенты.
— ЧИПС УрГУПС — единственный вуз железнодорожного транспорта в Челябинской области. Поэтому институт максимально оснащен специализированным оборудованием для подготовки ж/д специалистов. Это тренажерные классы, специализированные лаборатории автотормозного оборудования, приборов и устройств автоматики, учебный полигон с образцами действующей ж/д инфраструктуры.
К примеру, тренажерный класс «Дежурный по станции» позволяет имитировать неисправности систем, учит принимать и оценивать свои решения. Рабочее место полностью имитирует пространство дежурного — на экране моделируется ситуация, которая может произойти на реальной станции. Так, в рамках учебного занятия студент получает задание принять поезд. За определенное время студент проводит все операции, что и работник на этой должности. При этом программа позволяет сымитировать даже нестандартную ситуацию. Наработанные на тренажерах навыки позволяют впоследствии в реальной ситуации не допускать ошибок, а значит избегать аварийных ситуаций.
Есть лаборатория дефектоскопии, позволяющая проводить занятия по обнаружению дефектов на рельсах и элементах подвижного состава. Это делают с помощью специальных устройств — дефектоскопов.
Еще одна интересная лаборатория — «Оператор сортировочной горки». Тренажер имитирует рабочее место оператора с круговым обзором всей горки — «видом из окна» на 6 мониторах — и пультом управления. Программа имитирует роспуск вагонов в ручном или автоматическом режиме. Задача специалиста — задать программу, чтобы нужные вагоны сами переходили на нужный путь.
Также у нас заключен договор с Южно-Уральским учебным центром профессиональных квалификаций ЮУЖД. У студентов будет возможность заниматься на тренажере «Кабина локомотива». В смоделированной поездке будущий специалист учиться выполнять необходимый порядок действий, разбираться в особенностях техники.
Тренажерная подготовка дает возможность будущим специалистам быстрее адаптироваться на реальных рабочих местах.
— Иногда бывает так, что теоретически всё есть, но практике этим пользуются один-два человека или вообще никто. Действительно ли студенты могут использовать все лаборатории, тренажерные классы и оборудование?
— В нашем учебном заведении подобная ситуация невозможна. Специалиста железнодорожного транспорта очень сложно подготовить только теоретически, поэтому абсолютно каждый студент проходит через практическую подготовку.
Практические навыки в процессе обучения как раз и формируются с использованием тренажеров, лабораторий и другого специализированного оборудования.
Именно поэтому наши студенты так востребованы на рынке труда. В 2022 году трудоустройство составило 100%. Кроме того, качество подготовки выпускников оценивают различные рейтинги. ЧИПС УрГУПС всегда занимает в таких рейтингах достойные места, что еще раз подтверждает высокое качество подготовки специалистов.
— Как вы обновляете учебный комплекс?
— Затраты на приобретение учебного оборудования ежегодно исчисляются в миллионах рублей. В этом году мы купили 3 лабораторных стенда для специальности «Автоматика и телемеханика».
Также мы полностью обновили один компьютерный класс и реализуется проект бренд-зон в рамках программы ОАО «РЖД» с университетскими комплексами железнодорожного транспорта. Это современная учебная аудитория для практических занятий и зона коворкинга с мягкими креслами, мультимедийным оборудованием, компьютерами, интернетом. Студенты могут проводить там свободное время или использовать пространство для своих инициатив.
— Участвуют ли сами студенты в обогащении лабораторий?
— В рамках дипломной работы студент может выполнить проект — разработать учебно-лабораторный стенд. Для таких ребят институт выделяет гранты. Студент может не только получить материальную поддержку на свою идею, но и оставить о себе память в стенах вуза. Его разработки потом будут использовать новые поколения учащихся.
Одним из интересных реализованных проектов стала трехмерная модель реальной железнодорожной станции. Как в компьютерной игрушке, студент может бродить по территории и изучать всю инфраструктуру станции, никуда не выезжая.
— А проводились ли на ваших тренажерных комплексах чемпионаты Worldskills?
— Да, мы давно участвуем в этом движении. В последние два года мы и сами стали организаторами вузовского чемпионата по стандартам Worldskills. Он проводится по 7 компетенциям, которые можно ежегодно менять. В этом году мы выбрали «Управление перевозочным процессом».
На таких соревнованиях ребята как раз демонстрируют свои умения на тренажерах. Каждый участник получает электронный документ Skills Passport (паспорт компетенций), где в будущем работодатель сможет посмотреть его активности и результаты работы.
Также наши студенты участвуют в региональных чемпионатах под эгидой ассоциации Worldskills. Победители могут войти в сборную Челябинской области и поехать на всероссийский финал. Затем на международные соревнования. Участвуют все наравне — как учащиеся, так и работающие специалисты. В этом году наши студенты заняли здесь первое место по компетенции «Управление локомотивов» и третье место по компетенции «Экспедирование грузов».
Плюс на нашей площадке проводится корпоративный чемпионат РЖДSkills. И хотя студенты не могут соревноваться с работниками РЖД официально, они могут проверить свои навыки вне конкурса. Это очень интересный опыт.
— К чему стремится институт в плане учебного оснащения?
— Мы будем и дальше обогащать материально-техническую базу вуза. Одна из ключевых задач — открытие центров демонстрационного экзамена по всем специальностям. Сейчас на экзамене всё проходит по классической схеме: студент берет билет и отвечает. Демонстрационный экзамен предполагает практическую демонстрацию умений. В планах закупить для этого оборудование, получить аккредитацию и оформить все документы. Но и это не предел, а лишь новый виток развития.
Узнать подробнее о специальностях и правилах приема в Челябинский институт путей сообщения можно на сайте вуза в разделе «Абитуриенту» или по телефону приемной комиссии: +7 (351) 219–07–07.